Дирижеры вместо командиров
Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD, для Harvard Business Review
Футурологи и фантасты ХХ века ошибались. В начале нового тысячелетия человечество не покорило вселенную, не нашло принципиально новых источников неиссякаемой энергии, не победило болезни и голод. Революция произошла в такой, казалось бы, второстепенной области как коммуникации. Но именно благодаря цифровым технологиям цивилизация уже сейчас меняет себя изнутри. Человечество создало новую реальность, научилось жить в ней и строить принципиально новые системы связей и взаимоотношений.
Через несколько десятилетий цифровые технологии кардинально изменят все сферы человеческой жизни – от досуга и образования до науки, искусства и принципов ведения бизнеса. У поколения, рожденного в 2000-х, будут другие жизненные установки, модели поведения и стратегии управления. У лидеров будущего появятся новые подходы к решению задач. Чтобы сформировать эти подходы, нужно изучить ключевые факторы и понять законы, по которым будет функционировать общество через 30-50 лет. Чтобы воспитать достойных лидеров нового поколения, необходимо знать, кем и в какой среде они будут управлять.
Технический директор Google и известный футуролог Рэй Курцвейл публикует свои прогнозы с 1990-х годов. Многие из них уже сбылись – в 1990-м он предсказал, что компьютер победит чемпиона мира по шахматам, а в 1999-м предвидел появление дисплеев, встроенных в очки, и голосовых команд поисковикам. Как-никак Курцвейл трудится в самых высокотехнологичных компаниях, поэтому к его научно обоснованным пророчествам стоит прислушаться.
По мнению ученого, к 2020-му году компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом. К 2029-му году машины смогут пройти тест Тьюринга, доказывающий наличие разума. В 2040-м поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм, а пропускная способность интернета будет в 500 млн раз выше современной. В 2045-м году наступит эра технологической сингулярности, когда планета превратится в один большой компьютер, а технологии будут развиваться взрывными темпами.
Все это настолько сильно повлияет на цивилизацию, что традиционная система отношений и иерархия в обществе в корне изменятся.
Мир будущего останется многообразным, но при этом станет единым и взаимозависимым. Культуры разных наций не сольются, но от лидеров будущего потребуется общий подход и универсальные управленческие технологии.
К тому времени, когда компьютеры и роботы по уровню интеллекта сравняются с человеком, большая часть производства, торговли, сферы обслуживания и процессов жизнеобеспечения будет осуществляться машинами без нашего участия. Но это не означает, что машины оставят людей без работы.
Люди будущего станут более независимы в выборе образа жизни и трудоустройства, а система управления крупными структурами будет становиться все более плоской. Люди будут выполнять ту работу, на которую искусственный интеллект не способен в принципе. Сфера общения, обучение, коучинг, творческие профессии, работа, требующая интуитивных решений в нестандартных ситуациях, останутся за человеком. Да и сами люди, хочется верить, будут отдавать предпочтение общению друг с другом, а не с компьютерными программами.
Творческий и интеллектуальный потенциал огромного количества людей многократно вырастет. В условиях эффективной бездефицитной модели развития экономики человек будет обучаться новым специальностям всю жизнь, меняя профессии и места работы.
Что будет с людьми, у которых нет творческих способностей? Они будут их развивать. Потребность в интеллектуальном труде активизирует скрытый потенциал даже у тех, кто сегодня не чувствует себя конкурентоспособным в творческих профессиях. Люди склонны заниматься тем, что доступно. Когда потребность в физическом труде отпадет, огромные массы населения будут вынуждены развиваться интеллектуально. Последние исследования в области нейрофизиологии, в частности, открытие нейропластичности, выглядят в этом плане очень многообещающими.
В результате общий уровень развития интеллекта в обществе повысится, и большая часть населения будет заниматься тем, чем сейчас занята меньшая его часть, – умственным трудом. Даже если творческая работа не будет составлять львиную долю занятости для конкретного индивида, он сможет вносить свой оплачиваемый вклад в решение бизнес-задач посредством краудсорсинга. Это повлечет и резкое повышение требований к лидерам.
Рабочая среда руководителя будущего изменит традиционное понимание лидерства как отношений «начальник-подчиненный». Тотальный контроль и иерархия в бизнесе уйдут в прошлое, ведь те, кем управляют лидеры, станут более независимы, активны и требовательны.
Главная задача бизнес-лидеров будущего – создание творческой среды для людей, которых уже вряд ли можно будет назвать подчиненными или даже сотрудниками компании. Изменятся сами понятия «руководитель», «подчиненный», «наемный сотрудник». Это будут скорее партнеры, с которыми лидер взаимодействует на равных, не имея возможности принуждать их к труду.
Лидер перестанет быть командиром, а будет скорее дирижером, который координирует распределенные интеллектуальные ресурсы и вдохновляет сотрудников на достижение значимого для них результата. Лидер будущего должен стать в большей степени социологом и политтехнологом, способным оценить потенциал своей распределенной и многочисленной команды и направить ее творческую энергию на выполнение поставленных задач.
Мир будущего – это мир виртуального общения. Чтобы вдохновить и сплотить людей лидеру недостаточно будет обладать личным обаянием и ораторскими способностями. Лидер будущего должен точно определять эмоциональное состояние последователей (уже не подчиненных) по их поведению в сети. Это будет новый виток развития эмоционального интеллекта, адаптированного к новым условиям. Назовем этот навык виртуальным EI, или VEI. Культура и искусство виртуального общения станут основой лидерских стратегий, задача которых – объединять не людей, а их отдельные способности и мысли, вдохновлять представителей разных культур и социальных слоев на общие результаты.
Большинство нынешних лидеров бизнеса хотели бы видеть своих детей лидерами будущего. Но как их воспитать? Что должны для этого сделать родители, семья? Какая система образования сможет подготовить тех, кто будет вести за собой людей через 30-50 лет, в совершенно новых условиях, в мире, где изменятся привычные стандарты, связи и иерархия? Сегодня этими вопросами задаются не только родители, но и социологи, педагоги, психологи. Однозначных ответов и решений пока нет. Но если уже сейчас появилась потребность в этих ответах, значит, скоро появятся соответствующие методики и практики, а подготовка будущих лидеров, возможно, станет отдельным разделом прикладной науки.
__
Другие статьи
Выгореть нельзя жить. Где ставим запятую?
Бланшар. Что такое умение вести сложные диалоги?
Подготовка и проведение командной сессии. Кейс №6
Крупная российская финансовая компания пришла с запросом улучшить взаимодействие в команде и проработать распределение ролей в ней
Подготовка и проведение стратегической сессии. Кейс №5
Крупный российский автомобильный концерн пришел с запросом синхронизировать видение командных достижений и закрепить готовность каждого руководителя, от СЕО до СЕО-3, следовать общей стратегии компании на пути к 2028 году
Обновленная модель Совокупного поощрения WorldatWork
Более 20 лет CBSD вместе с международной ассоциацией C&B-специалистов WorldatWork проводит обучение и подготовку к сертификации по управлению совокупным поощрением – программу Global Remuneration Professional (GRP).
Кейсы выполненных проектов. Кейс №4
Кейсы выполненных проектов. Кейс №3
Вебинар "HR и L&D Тренды 2024"
В исследовании приняли участие более 1 000 профессионалов из 80 стран — представители разных отраслей и бизнесов. На основе ответов участников эксперты Blanchard подготовили отчет об ожидаемых HR- и L&D-трендах: к каким вызовам отрасль готовится и как планирует достигать результатов.
HR/L&D тренды 2024. Исследование
движение в рабочей среде с высокими
ожиданиями
Уроки мотивации на примере неожиданной дружбы Маслоу и Франкла
Советы руководителям, начинающим применять коучинговые методы. Часть 3
Как проходит обучение коучинговым методам;
Какие проблемы помогает решить данное обучение;
Какую поддержку получают участники тренинга;
Технологии коучинга: как? Примеры коучинговых вопросов. Часть 2
Как создавать атмосферу доверия в коучинге;
Могут ли шаблонные вопросы навредить;
Достаточно ли выучить несколько вопросов, чтобы быть успешным коучем?
Коучинг от А до Я. Часть 1
Какими компетенциями должен обладать коуч;
Перспективы коучинга среди нового поколения, таких как Миллениалы и Поколение Z;
Роль фасилитатора в командной сессии
Когда можно использовать внутреннего фасилитатора?
В чем преимущества внешнего фасилитатора?
7 ошибок при проведении командной сессии и как их избежать
Почему не надо смешивать фасилатационную сессию и ассессмент?
Почему нельзя проводить сессию без подготовки?
Как взбодрить мозг за 4 минуты. Советы эксперта
>>> ТЕКСТ