Статья

Коучинговые инструменты в работе руководителя с сотрудниками

06.10.2020

Юля Яковлева, старший тренер-консультант CBSD Thunderbird, в своей статье рассуждает о том, как руководитель может повысить вовлеченность своих сотрудников, используя коучинговые инструменты.

Сегодня тема повышения вовлеченности сотрудников в рабочие процессы приобрела особую актуальность. Компанией Hewitt Associates LLC было проведено масштабное внешнее исследование связи между вовлеченностью сотрудников и повышением прибыльности бизнеса. Каким же образом можно влиять на вовлеченность сотрудников? Давайте рассмотрим как при реализации управленческих функций, используя коучинговые инструменты, повысить вовлеченность сотрудников.

Согласно определению Эриксоновского Университета Коучинга «коучинг – это профессиональное партнёрство с клиентом, ориентированное на творческое создание и реализацию особых, значимых для его жизни изменений в личной и/или профессиональной сфере».

Как использовать инструменты коучинга при постановке задач сотруднику? В этом случае руководитель определяет только направление движения, а далее при помощи сильных открытых вопросов помогает сотруднику самостоятельно сформулировать задачу. Сильные открытые вопросы обычно начинаются с вопросительных слов, направленных в будущее, они ориентированы на результат, задаются в позитивном ключе, предполагают ответственность сотрудника на результат. Например, «Каким ты видишь конечный результат?», «Как он будет выглядеть?», «Какие способы реализации ты видишь?», «Какие ресурсы тебе потребуются?», «Почему важно выполнить эту задачу?», «Что тебе даст реализация этой задачи?» и т.п. Можно задавать вопросы, помогающие сформулировать формат конечного результата по критериям «SMART», проверить, находится ли задача в зоне влияния сотрудника, экологична ли она? Важно «услышать» сотрудника, проявить искренний интерес к его видению, быть уверенным, что сотрудник понимает результат и путь к его достижению.

Стоит отметить, что при постановке задач коучинговый подход стоит применять в тех ситуациях, когда сотрудник обладает необходимыми ресурсами и компетенциями. Таким образом, задача, самостоятельно сформулированная сотрудником, имеет больше шансов на успешную реализацию и большую степень вовлеченности сотрудника в процесс выполнения.

В ситуациях, когда сотрудник нуждается в обучении, также применяются инструменты коучинга. Например, сотрудник, который первый раз берется за какую-то работу, часто теряет уверенность, особенно, если что-то не получается. Конечно, руководитель здесь является наставником, но если продолжать инструктировать неуверенного сотрудника, можно потерять и его вовлеченность, и эффективность рабочих процессов. В таких случаях, руководитель проводит беседу с сотрудником, в процессе которой сотруднику задаются вопросы. Например, «Скажи, пожалуйста, какую задачу ты сейчас выполнял?», «Какой результат хотел получить?», «Какие действия ты предпринимал?», «Что у тебя получилось хорошо?», «Какие варианты действий ты еще видишь?», «Какие навыки тебе еще необходимы?» и т.п.

Руководителю важно установить доверительные отношения с сотрудником (в коучинге используется термин «раппорт»). Важна искренняя заинтересованность руководителя в обучении сотрудника, желании помочь ему поверить в себя. Поэтому руководитель пытается понять, что чувствует и думает сотрудник. Он использует перефразирование: (в коучинге, «повторы ценностных слов») «Правильно я тебя услышал (повторение фразы сотрудника)….?» «Позволь повторить, ты хотел сказать (повторение фразы сотрудника)….». Руководитель обращает внимание на интонацию, с которой он разговаривает с сотрудником (в коучинге «тоны голоса: друга, волшебника, мудреца, воина), использует слова-смягчители (в коучинге «словесный пух»), задает дополнительные вопросы.

В процессе обучения, а также по результатам контроля руководитель дает обратную связь сотруднику, целью которой обычно является или коррекция действий сотрудника, или его поощрение. Более эффективному процессу обратной связи способствует использование коучинговых вопросов, призывающих сотрудника с самооценке собственных действий. Например: «Какие действия способствовали решению задачи?» «Что у тебя получилось хорошо?» «Какие ресурсы способствовали выполнению задачи?» «Что в следующий раз ты планируешь сделать по другому?», «Какие действия требуют усовершенствования?», «Что помогало тебе выполнять задачу?», «Почему это важно для тебя?», «Каким образом эта задача помогла твоему развитию?», «Как в будущем ты будешь использовать полученный опыт?», «Для чего большего?», «Как данный опыт продвинул тебя в профессиональном плане?» и т.п. Ответы сотрудника на заданные вопросы будут способствовать реальному изменению его поведения, что продвинет его к будущим результатам и практически гарантирует его вовлеченность в процесс. Этому будут способствовать и его осознанный опыт, и его готовность искренне отвечать на ваши вопросы, что в свою очередь невозможно без доверительных отношений (раппорта) между сотрудником и руководителем.

В обратной связи руководитель также выражает признание результатов сотрудника, отмечая «Что?», «Когда?», «Как?» сделал сотрудник, применяя какие собственные ресурсы и способности, «Что это дало сотруднику?», «И каким он тогда смог стать?», «И кому это еще важно?», «Что еще это дало организации?» В коучинге данный инструмент носит название «Пирамида логических уровней». А признание действий сотрудника – «благодарность по пирамиде логических уровней». Сотрудник при этом слышит не только, какие действия были полезны, но и чего большего он смог добиться. Это также влияет на его дальнейшую вовлеченность.

Для организации рабочих процессов сотрудника, планирования его задач и проектов могут быть использованы вопросы о формате конечного результата как при постановке задач. Чтобы более эффективно планировать действия может быть использована матрица расстановки приоритетов, в которой через вопросы: «А что для тебя есть максимальная важность, например, на 10 из 10?», «А что будет важно на 8?», « А что есть срочность на 10?», можно помочь более точно построить сотруднику процесс планирования. В коучинге есть много техник, используемых для планирования. Техника обратного планирования, в которой, идя от конечного результата, ориентированного во времени, можно помочь сотруднику прописать временные этапы и шаги реализации. В креативных задачах дать возможность сотруднику сначала провести генерацию собственных идей, проверить их на реалистичность, затем дать ему покритиковать свои идеи и в завершение из роли реалиста прописать план действий (стратегия Диснея). Для долгосрочных проектов через вопросы дать определить сотруднику глобальные тенденции, существующие в его теме, далее локальные тенденции, определить, кто получит пользу и каков ее диапазон, соотнесенный с временными рамками, проверить, насколько это соответствует глубинным ценностям и миссии компании и дать возможность прописать план (техника стейкхолдеров). Через использование коучинговых инструментов в планировании, сотрудник вовлекается в планирование и становится более лоялен и привержен реализации проекта.

Сотрудниками Института Бланшара доказано, что в случае осознанных, имеющих смысл для человека действиях (мотивирующих его), повышается его производительность. Коучинговые инструменты, продвигают сотрудника к осознанности, помогают найти смысл, вдохновение. Здесь уместны к применению вопросы, помогающие сотруднику осознать, что продвигает его в работе, какие собственные ценности он реализует, как это влияет на него, каким он тогда становиться и ради чего большего он готов продвигаться. (вопросы по пирамиде логических уровней, корневая ценность). Обычно такие беседы лучше проводить в атмосфере доверия (раппорта) и здесь становятся особенно важны активное слушание, искренний интерес, безоценочность, интонации голоса, слова-смягчители (в коучинге – коуч-позиция). Также возможно в беседе с сотрудником использовать мотивационные слова, как правило, глаголы, которые продвигают к действию данного конкретного человека. Их можно услышать в его речи, обычно он чаще их использует, когда говорит о своей приверженности и планах.

Таким образом, инструменты коучинга, могут быть использованы руководителем в процессе реализации его управленческих функций: при постановке задач сотруднику, планировании и организации его деятельности, в обучении и развитии, при осуществлении функции контроля и обратной связи, в мотивационных беседах. Коучинговые инструменты предполагают создание доверительных отношений с сотрудником, задавание сильных открытых вопросов, направленных на самостоятельный поиск будущих осознанных решений, что, в свою очередь, помогают сохранению лояльности рабочим процессам и обеспечивает вовлеченность сотрудника.

Итак, коучинг помогает раскрывать потенциал человека, смотреть на ситуацию с разных точек зрения, искать наилучшие решения. Коучинг вдохновляет, придает уверенности и энергии. Коучинговые инструменты предполагают создание доверительных отношений с сотрудником, задавание сильных открытых вопросов, направленных на самостоятельный поиск будущих осознанных решений.

Чем поможет коучинг мне как руководителю/сотруднику?

Использование коучингового подхода в работе руководителя помогает развитию компетентности и вовлеченности сотрудников, дает возможность самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Коучинг используется в процессе реализации управленческих функций: при постановке задач, планировании и организации процессов, в мотивационных беседах, в процессе обучения, в проведении встреч «один на один», в беседах по предоставлению обратной связи и оценочных интервью. Для сотрудников коучинг помогает в профессиональном развитии, повышает осознанность, повышает качество и скорость выполнения рабочих задач.

Зачем нужно компании использовать коучей для своих сотрудников?

Коучинг помогают сохранению лояльности рабочим процессам и обеспечивает вовлеченность сотрудников. Эффективно использовать коучинг для профессионального развития, сопровождения обучающих программ, для решения командных задач. Для топ-менеджеров коучинг помогает в выборе стратегических решений.

Что меняется у меня как у руководителя/сотрудника после коучинговой сессии?

Появляется энергия для реализации собственных решений, мотивация к выполнению, осознанность и понимание что, как и почему важно сделать, планы конкретных действий.

Самые яркие инсайты или открытия ваших подопечных и ваши личные в ходе сессий?

Осознание собственных ценностей. Ресурсное состояние, помогающее понять и принять ситуацию, как есть. Одна коучи решилась на создание и проведение собственной тренинговой программы. В итоге успешно ее провела. Другой коучи успешно решил сложную рабочую ситуацию и получил повышение. Внутренний коуч компании создал для себя банк сильных вопросов для работы с подопечными.

Чем помогает коучинг после обучения? И помогает ли вообще?

После обучения есть возможность в процессе коучинговых бесед синтезировать (сделать своими, «приземлить») полученные в процессе и после обучения знания и опыт.

Что такое групповой коучинг? Достижение единой цели группой людей с максимальным вовлечением с помощью коуча в роли фасилитатора.

Зачем нужен групповой коучинг?

Для выработки совместных, собственных решений принятием на себя групповой ответственности за результат.

Какие результаты дает групповой коучинг?

Общее, единое понимание цели, планы конкретных действий, лояльность к выполнению.

Другие новости и статьи

23.07.2021

Доверие внутри организации во времена перемен

Посетите вебинар нашего партнера Blanchard о построении доверии в организации

16.07.2021

Международная сертификация SHRM-S/CP: в чем ценность международного сертификата для профессионала в области HR?

Приглашаем вас 28 июля на вебинар Ассоциации SHRM, на котором международный преподаватель доктор ...

22.05.2021

Как CusDev помогает остановить игру в «испорченный телефон» при разработке образовательных продуктов?

Постпандемическое смещение фокуса на рынке корпоративных образовательных решений: глубокое исслед...

11.05.2021

Как функция обучения и развития пережила «эпоху» COVID-19? Взгляд изнутри. Результаты исследования

14 мая в 12:00 по московскому времени состоится презентация результатов исследования «Влияние пан...

15.04.2021

На старте полезнее учиться руководить кем-нибудь знакомым. Например, собой...

Программа «Руководство собой» от CBSD Thunderbird и The Ken Blanchard Companies позволяет задумат...

12.04.2021

Как международным предпринимателям и компаниям вести бизнес с современной Россией?

8 апреля в рамках круглосуточного онлайн-марафона, посвященного началу празднования 75-летия Школ...

22.03.2021

CBSD Thunderbird на HR TECH&EXPO EXCLUSIVE

C 22 по 26 марта состоится HR TECH&EXPO EXCLUSIVE. CBSD Thunderbird выступает официальным партнер...

02.03.2021

Мастер-класс «Где тот тумблер, который включает ответственность сотрудников?»

Приглашаем вас на мастер-класс для T&D-профессионалов и руководителей «Где тот тумблер, который в...

12.02.2021

Влияние пандемии на корпоративное обучение

Приглашаем вас принять участие в исследовании изменений, которые произошли в функции корпоративно...

11.02.2021

День открытых дверей в Школе Глобального Менеджмента Thunderbird

20 февраля Школа Глобального Менеджмента Thunderbird виртуально приглашает всех желающих посетить...

26.01.2021

Награда CBSD Thunderbird за достижения, гибкость, способность восстанавливаться и адаптироваться

В январе 2021 года состоялся онлайн-саммит «Рост во времена COVID-19», организованный The Ken Bla...

14.01.2021

Новый двухдневный тренинг «Грейдинг»

В декабре прошлого года CBSD Thunderbird представила новый тренинг для профессионалов в области с...

15.12.2020

Выпускной в Thunderbird: роботы-аватары, виртуальная реальность и дипломы, вручаемые дроном

Школа глобального менеджмента Thunderbird при Университете штата Аризона (ASU) в декабре 2020-го ...

14.12.2020

Онлайн + Blanchard + H&M GROUP

H&M Group совместно с Blanchard запустила пилотную онлайн-программу по обучению основным лидерски...

10.12.2020

Презентация отчета «Тренды L&D 2021»

16 декабря в 18:00 по московскому времени Джей Кэмпбелл, старший вице-президент The Ken Blanchard...

09.12.2020

В России появился еще один сертифиицированный тренер SLII®

В торжественной обстановке в новом офисе CBSD Thunderbird Юлия Левина, руководитель направления B...

02.12.2020

Итоги онлайн-митапа «Тренды в области компенсаций и льгот на 2021-й год»

1 декабря CBSD Thunderbird провел онлайн-митап, посвященный анализу трендов в сфере C&B в 2021-м ...

02.12.2020

Выступления CBSD Thunderbird на HR EXPO 2020

Мы рады, наконец, поделиться с вами записями и презентациями онлайн-трека CBSD Thunderbird на HR ...

27.11.2020

Салли Мортон возглавит Фабрику знаний университета Аризоны

Девиз университета гласит, что статистик меняет жизнь к лучшему с помощью данных.

24.11.2020

Экосистема обучения без инвестиций

Игорь Корганов, тренер-эксперт, директор по стратегии и развитию талантов CBSD Thunderbird, приня...

23.11.2020

Тренды в области компенсаций и льгот на 2021-й год

1 декабря с 16:00 до 17:00 состоится митап «Что будет в фокусе внимания C&B-профессионала в ближа...

16.11.2020

Персонализация в обучении на практике: как глобальные вызовы формируют новые тренды отрасли

С уверенностью можно сказать, что 2020-й год точно стал временем переоценок. Проверку на прочност...

11.11.2020

Исследование L&D-2021: обучение и развитие в мире COVID

COVID-19 потряс мир и мир L&D. Что нас ждет в 2021 году? Примите участие в этом коротком 5-минутн...

26.10.2020

«Лучший в digital — 2020»

CBSD Thunderbird с радостью поддерживает премию для диджитал-тренеров и методологов «Лучший в dig...

07.10.2020

Почему логотип CBSD Thunderbird поменялся?

В честь Всемирного дня ДЦП мы используем уникальный #Доброшрифт — шрифт, созданный 33 детьми с ДЦП.

06.10.2020

Коучинговые инструменты в работе руководителя с сотрудниками

Юля Яковлева, старший тренер-консультант CBSD Thunderbird, в своей статье рассуждает о том, как р...

17.09.2020

CBSD Thunderbird на HR EXPO 2020

С 28 сентября по 2 октября состоится HR EXPO 2020. Впервые за 20 лет одно из самых важных HR-меро...

15.09.2020

Как бизнесу поддержать людей – кроме лозунга «Все будет хорошо», в который никто не верит?

Интервью с Ольгой Ильиной, экспертом по нейрокоучингу, спикером HR trends 2020

06.09.2020

Итоги 2-й фоллоу-ап-сессии по итогам международной конференции WorldatWork 2020 Total Resilience Virtual

CBSD Thunderbird провела 2-ю фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции и анонсировала ...

31.08.2020

Фестиваль «ПиР-2020. Практики Развития»

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на мероприятие партнеров — Фестиваль «ПиР-2020. Практики Развит...

30.07.2020

Итоги 1-й фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции WorldatWork 2020 Total Resilience Virtual

CBSD Thunderbird провела 1-ю фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции WorldatWork 202...

23.07.2020

1-я фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции WorldatWork 2020 Total Resilience Virtual

28 июля в 17:00 состоится 1-я фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции WorldatWork 20...

15.07.2020

Post Covid-19: Как изменилась ситуация на рынке страхования персонала и Wellbeing

Давайте обсудим актуальные тренды в области страхования и программ благополучия для сотрудников!

21.06.2020

Итоги вебинара «Как сохранять ресурсное состояние»

Спасибо за ваш интерес к открытому вебинару «Как управлять своим ресурсным состоянием»! Для нас ...

20.06.2020

Ежегодная онлайн-конференция WorldatWork Total Resilience 2020 набирает обороты!

Конференция WorldatWork Total Resilience 2020 начинается 8 июля и будет проходить каждую среду до...

01.06.2020

Как управлять своим ресурсным состоянием в эпоху черных лебедей?

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар Ольги Ильиной!

24.05.2020

Итоги открытого вебинара «Лидерство в удаленных командах»

Спасибо всем, кто принял участие в вебинаре «Лидерство в удаленных командах»! Нас было почти 300 ...

20.05.2020

Онлайн-конференция ATD Building Capabilities And Connection

CBSD Thunderbird приглашает вас принять участие в онлайн-конференции ATD Building Capabilities & ...

15.05.2020

HR-Dashboard от А до Я

Вы не используете дашборды и полагаете, что в них нет необходимости? А если твердо уверены, что о...

14.05.2020

Открытый вебинар «Лидерство в удаленных командах»

Приглашаем вас 22 мая в 12:00 на вебинар «Лидерство в удаленных командах».

01.05.2020

Лидерство в удаленных командах

CBSD Thunderbird представляет новую онлайн-программу, разработанную совместно с нашим партнером T...

01.04.2020

Вебинар «Тренды в области компенсаций и льгот. Анализ новой модели совокупного поощрения WorldatWork»

9 апреля в 11:00 Анастасия Зенцева, тренер международной сертификации WorldatWork Global Remunera...

27.05.2018

На пределе: как совладать с гневом и стать счастливой

Если вы хотите управлять своей жизнью, научитесь осознавать негативные эмоции и работать с ними. ...

04.04.2018

Как создать необходимое топливо для формирования полезных привычек

Статья Ольги Ильиной, руководителя направления осознанного лидерства CBSD Thunderbird, для Snob.ru

05.09.2017

Дирижеры вместо командиров

Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD Thunder...

13.07.2017

Бокс в офисе: что общего у руководителя компании и бойца на ринге

Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD Thunder...

23.06.2017

Осторожно, Brexit

О выходе Великобритании из Евросоюза написаны сотни статей, однако эта история может быть интерес...

24.10.2016

Управление эмоциями на работе

Статья Юлии Левиной, старшего тренера-консультанта CBSD Thunderbird и руководителя направления Bl...

28.06.2016

Противоречия без конфликтов и конфликты без противоречий

Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD Thunder...