Статья

Персонализация в обучении на практике: как глобальные вызовы формируют новые тренды отрасли

16.11.2020

С уверенностью можно сказать, что 2020-й год точно стал временем переоценок. Проверку на прочность проходят личные и бизнес-стратегии, ценность навыков, востребованность того, что мы предлагаем другим.

И всё это — не в кино, а в жизни, похожей на сюрреалистический роман. Ещё меньше повезло недавним прогнозам. Ведь о многих планах годичной давности сегодня лучше не вспоминать… Очевидно, что тренды корпоративного обучения 2018-19-го в этом году не только не утратили актуальность, но и превращаются из новаций в стандарт. Подтверждение тому — один из наших проектов в CBSD Thunderbird, показавший, что отрасль движется в верном направлении: и она движет нас, а мы — её.

В течение двух предыдущих лет мы видели наибольшую перспективу в том числе в микрообучении, персонализации, трансфере знаний, в экосистеме развития и в дистанционном обучении. Так старт в 2018-м направления CBSD Digital мы рассматривали как необходимый шаг в уже наступающее завтра. Идти в ногу со временем в числе лучших всегда помогает установка: ставить на то, что определяет контур ближайшего будущего.

Что 2020-й принёс в нашу отрасль? Строго говоря, «завтра» наступило сразу после полудня… В один миг дистанционное обучение перестало быть перспективным форматом. Действительно, сейчас оно — просто единственная опция. Именно это изменение ландшафта доказало актуальность наших недавних ориентиров — трендов последнего времени — и наметило новые. Но обо всём по порядку.

Как самой сложной проблемой оказывается та, которую не замечают?

Проект, о котором пойдет речь, начинался для нас привычно. Крупная инжиниринговая компания обратилась к нам за разработкой программы развития для управленческой команды на 2019-й год. Как часто бывает в подобных случаях, подразделение T&D компании-клиента запросило готовые решения из нашего портфеля – лучшие мировые практики командного взаимодействия, которые команда руководителей смогла бы применить у себя.

Детали запроса выглядели понятно: компания хотела научить руководителей высокого уровня эффективно работать в команде с коллегами из смежных отделов и работать с командами своих подчиненных, перенося лучшие практики сверху вниз. С остальным они справлялись прекрасно. Люди просто не знали, как нужно взаимодействовать, оттого кросс-функциональные задачи сбоили.

Совместно с коллегами со стороны клиента мы разработали многокомпонентную программу на весь 2019-й год. Курс состоял из очных сессий, дистанционных вебинаров, проводимых тренерами, и уроков для самостоятельного обучения на образовательной платформе. Мы включили в него только проверенные методики и упражнения. Программа стартовала.

…То, что идёт она как-то не так, стало понятно почти сразу…

На очных сессиях не происходило ничего необычного. Участники слушали тренеров, естественно реагировали на шутки, вели записи, отвечали на вопросы, бодро посещали кофе-брейки. А вот работа в дистанционном формате не клеилась. На групповых синхронных курсах многие слушатели были с выключенными камерами, не всегда и не у всех была возможность включить микрофон, избегали активного участия в упражнениях, отвечали, когда требовался ответ.

Выбора не оставалось: нам нужна была обратная связь — причём срочно, поскольку курс уже начался. Мы сразу подключили чаты, начали общаться с участниками, воспользовались разными инструментами диагностики, доступными на этом этапе.

Пазл собрался довольно быстро.

Во всём многообразии полученных ответов сквозило несколько общих тем — маркеров того, что именно произошло:

1. Участники не считали информацию о методах взаимодействия и организации командной работы настолько критически важной для их текущей деятельности, чтобы начать заниматься этим вопросом прямо сейчас. Квалифицированные менеджеры и инженеры с большим опытом решения сложных задач не находили подтверждения важности вопроса ни в посылах ГД, ни в посылах своих вышестоящих руководителей, скорее все было наоборот – применять и пробовать командную модель взаимодействия, построенную на доверии выглядело неэффективно и крайне опасно для собственного имиджа профессионала.

2. Свою вовлечённость в учебный процесс слушатели оценивали как приемлемую. При этом некоторые признались, что отключали не только камеру, но и микрофон — чтобы иметь возможность заниматься чем-то своим, отвечая, лишь когда спрашивали их лично. Ведь ровно так они вели себя и на работе, реагируя на формальные запросы и выдавая вовне только требуемую информацию.

3. Отсутствие постоянного рабочего взаимодействия в своей компании участники не считали проблемой. Слова «команда» и «коллектив» здесь воспринимались как синонимы. Сбои в проектах объяснялись недостатками отдельных сотрудников. Тот или иной менеджер порой отмечал, что его работе заметно помогло бы, узнай компания просто больше о нём, возглавляемых им людях, их вкладе в общее дело. Но самим человеком это никак не связывалось с темами занятий.

Итак, проблемой, требующей решения, оказалось совсем не отсутствие командных компетенций. Взаимодействие, почти близкое к никакому, воспринималось как норма — в этом была проблема, отсюда следовал и набор задач, которые следовало решать.

Фоном также шла неготовность серьезных образованных людей пассивно слушать и тратить свое время на вебинарах на то, что они могли и так вечером прочитать в уютной обстановке на кухне (даже если речь идет о мировых практиках, подходах и кейсах из их сферы). «Если уж и инвестировать во что-то время, то это должна быть практика, основанная на рабочих ситуациях и рабочем контексте».

Как внешний вызов заставил нас сфокусироваться на главном

Стало ли случившееся для нас сюрпризом? Конечно, нет.

Персонализация образовательных программ — их корректировка под особенности опыта и восприятия информации слушателями — тренд не новый. Поэтому и вопрос о неизбежности этапа диагностики перед разработкой некоторых курсов для нас — не новость тоже. Но как быть, если ещё совсем недавно лишь очень немногие компании решались перед началом обучения «подпускать» создателей курсов к своим сотрудникам? Конечно, универсальные «коробочные» решения и хороши, и эффективны. Но это совсем не значит, что вы никогда не встретите слушателей, которым здесь и сейчас подобные программы почему-то не подходят.

Преобладание очного формата в славные «доковидные» времена позволяло такие сбои выявлять и корректировать — усилиями тренеров в процессе учёбы. Тренер, видя сложность восприятия материала участниками, может поменять многое: от добавления (или исключения) практических упражнений, шуток и лирических отступлений до пролистывания не подходящих группе слайдов. Это, конечно, тоже не дело, но, проводя «неперсонифицированные» курсы, все мы с таким сталкивались.

Дистанционный формат, имея свои плюсы, серьезно сокращает поле для привычного манёвра. И выбора не остаётся: чтобы обеспечить эффективность обучения, мы должны менять технологию подготовки программ. И «мы» здесь — это и провайдер образовательных продуктов, и компания-клиент.

Эффективно и правильно, на наш взгляд, совмещать эти два подхода: использовать коробочное решение и при этом максимально кастомизировать программу под конкретную целевую аудиторию и ее бизнес задачи.

Конечно, представители T&D заказчика приходят не с пустыми руками. В течение всего года они разрабатывают и внедряют групповые и индивидуальные планы развития, общаются с руководителями и сотрудниками, знают компанию изнутри.

Однако, при всём объёме задач T&D не является внутренним консалтингом, который был бы призван на постоянной основе выявлять организационные проблемы и предлагать их решения — в том числе и с нашей помощью. С другой стороны, мы знаем индивидуальные стили тренеров и особенности курсов. Мы можем изменить, адаптировать и программу, и форму её подачи. Но для этого на этапе подготовки нам нужно довольно много узнать о слушателях и о команде в целом.

Готовы ли компании пускать нас дальше переговорной для внешних партнеров? Еще пару лет тому назад мы ответили бы, что это, скорее, исключение, чем правило. Но сегодня очевиден новый важный тренд.

Реалии удаленной работы и перехода на дистанционное обучение показывают, что способы подачи и содержание курсов должны быть ещё более гибкими и персонифицированными. Разработка такой учебной программы требует от нас не просто взаимодействия с T&D клиента как с заказчиком. Необходимо совместное исследование организационного контекста и важных, с точки зрения темы и формы курса, личных и профессиональных особенностей будущих слушателей.

И что важно, процесс уже начался: неизбежность нового подхода осознается как провайдерами обучающих программ, так и компаниями-клиентами. Как, действуя по-новому, мы находим решения новых задач. Вернёмся к нашему проекту.

Проведя экспресс-диагностику и сделав выводы, совместно с коллегами из T&D заказчика мы полностью пересмотрели подход. Переобуваться пришлось, что называется, на ходу.

Во-первых, мы максимально сократили то, что могло выглядеть, как теория, и оттого восприниматься в штыки.

Во-вторых, исключённые лекционные форматы мы заменили практическими упражнениями и задачами, безальтернативно требующими от слушателей так или иначе вступать во взаимодействие.

В-третьих, каждое упражнение мы выстроили так, чтобы в итоге участник обязательно видел результат. Причём таким результатом была не только оценка тренером или прохождение теста, но и практически мгновенное улучшение взаимодействия или даже просто контакта с другими слушателями — стоило лишь предпринять те или иные рекомендованные шаги. И курс заработал. В 2019-м он дал заказчику именно то, что требовалось на старте: новый качественный уровень командной работы.

Поэтому совсем не удивительно, что программу 2020-го мы разрабатывали по-новому. Вместе с коллегами из компании-клиента мы начинали с чистого листа, исходя не из того, что есть у нас или на рынке, а из того, что нужно и что сработает. Для этого процесса мы выбрали модель дизайн-мышления. Она позволяла сократить продолжительные аналитические этапы при диагностике и разработке курса, поскольку стремительность глобальных изменений в начале года оставляла нам не так много времени.

В итоге то, как программа проходит сейчас, укрепляет в нас уверенность в том, что:

  1. Представления о трендах отрасли, которые мы закладывали в свои планы, оказались абсолютно верны.

  2. Переход на новый уровень взаимодействия с компаниями-клиентами для персонализации программ дистанционного обучения — и безальтернативно перспективное направление в ближайшем будущем, и актуальное уже сегодня.

  3. По сути, переход начался. Это осознаем мы, это становится очевидным для наших клиентов, и всё больше и больше подобных кейсов мы встречаем на рынке.

Людмила Крылова, руководитель направления CBSD Digital

Ольга Романова, архитектор учебного опыта и ведущий методолог диджитал-решений CBSD Digital

__

Ссылка на оригинал статьи

Другие новости и статьи

23.09.2021

Главное о вознаграждении

Приглашаем вас первыми узнать о трендах в области компенсаций и льгот на 2022 год

30.08.2021

Диалог между Бизнесом и HR

Мы запускаем программу "HR лайфхаки для бизнеса" для налаживания взаимопонимания между важными фу...

12.08.2021

На передовой мировой HR индустрии

CBSD Thunderbird собирает делегацию для участия в самой большой международной выставке по развити...

23.07.2021

Доверие внутри организации во времена перемен

Посетите вебинар нашего партнера Blanchard о построении доверии в организации

16.07.2021

Международная сертификация SHRM-S/CP: в чем ценность международного сертификата для профессионала в области HR?

Приглашаем вас 28 июля на вебинар Ассоциации SHRM, на котором международный преподаватель доктор ...

22.05.2021

Как CusDev помогает остановить игру в «испорченный телефон» при разработке образовательных продуктов?

Постпандемическое смещение фокуса на рынке корпоративных образовательных решений: глубокое исслед...

11.05.2021

Как функция обучения и развития пережила «эпоху» COVID-19? Взгляд изнутри. Результаты исследования

14 мая в 12:00 по московскому времени состоится презентация результатов исследования «Влияние пан...

15.04.2021

На старте полезнее учиться руководить кем-нибудь знакомым. Например, собой...

Программа «Руководство собой» от CBSD Thunderbird и The Ken Blanchard Companies позволяет задумат...

12.04.2021

Как международным предпринимателям и компаниям вести бизнес с современной Россией?

8 апреля в рамках круглосуточного онлайн-марафона, посвященного началу празднования 75-летия Школ...

22.03.2021

CBSD Thunderbird на HR TECH&EXPO EXCLUSIVE

C 22 по 26 марта состоится HR TECH&EXPO EXCLUSIVE. CBSD Thunderbird выступает официальным партнер...

02.03.2021

Мастер-класс «Где тот тумблер, который включает ответственность сотрудников?»

Приглашаем вас на мастер-класс для T&D-профессионалов и руководителей «Где тот тумблер, который в...

12.02.2021

Влияние пандемии на корпоративное обучение

Приглашаем вас принять участие в исследовании изменений, которые произошли в функции корпоративно...

11.02.2021

День открытых дверей в Школе Глобального Менеджмента Thunderbird

20 февраля Школа Глобального Менеджмента Thunderbird виртуально приглашает всех желающих посетить...

26.01.2021

Награда CBSD Thunderbird за достижения, гибкость, способность восстанавливаться и адаптироваться

В январе 2021 года состоялся онлайн-саммит «Рост во времена COVID-19», организованный The Ken Bla...

14.01.2021

Новый двухдневный тренинг «Грейдинг»

В декабре прошлого года CBSD Thunderbird представила новый тренинг для профессионалов в области с...

15.12.2020

Выпускной в Thunderbird: роботы-аватары, виртуальная реальность и дипломы, вручаемые дроном

Школа глобального менеджмента Thunderbird при Университете штата Аризона (ASU) в декабре 2020-го ...

14.12.2020

Онлайн + Blanchard + H&M GROUP

H&M Group совместно с Blanchard запустила пилотную онлайн-программу по обучению основным лидерски...

10.12.2020

Презентация отчета «Тренды L&D 2021»

16 декабря в 18:00 по московскому времени Джей Кэмпбелл, старший вице-президент The Ken Blanchard...

09.12.2020

В России появился еще один сертифиицированный тренер SLII®

В торжественной обстановке в новом офисе CBSD Thunderbird Юлия Левина, руководитель направления B...

02.12.2020

Итоги онлайн-митапа «Тренды в области компенсаций и льгот на 2021-й год»

1 декабря CBSD Thunderbird провел онлайн-митап, посвященный анализу трендов в сфере C&B в 2021-м ...

02.12.2020

Выступления CBSD Thunderbird на HR EXPO 2020

Мы рады, наконец, поделиться с вами записями и презентациями онлайн-трека CBSD Thunderbird на HR ...

27.11.2020

Салли Мортон возглавит Фабрику знаний университета Аризоны

Девиз университета гласит, что статистик меняет жизнь к лучшему с помощью данных.

24.11.2020

Экосистема обучения без инвестиций

Игорь Корганов, тренер-эксперт, директор по стратегии и развитию талантов CBSD Thunderbird, приня...

23.11.2020

Тренды в области компенсаций и льгот на 2021-й год

1 декабря с 16:00 до 17:00 состоится митап «Что будет в фокусе внимания C&B-профессионала в ближа...

16.11.2020

Персонализация в обучении на практике: как глобальные вызовы формируют новые тренды отрасли

С уверенностью можно сказать, что 2020-й год точно стал временем переоценок. Проверку на прочност...

11.11.2020

Исследование L&D-2021: обучение и развитие в мире COVID

COVID-19 потряс мир и мир L&D. Что нас ждет в 2021 году? Примите участие в этом коротком 5-минутн...

26.10.2020

«Лучший в digital — 2020»

CBSD Thunderbird с радостью поддерживает премию для диджитал-тренеров и методологов «Лучший в dig...

07.10.2020

Почему логотип CBSD Thunderbird поменялся?

В честь Всемирного дня ДЦП мы используем уникальный #Доброшрифт — шрифт, созданный 33 детьми с ДЦП.

06.10.2020

Коучинговые инструменты в работе руководителя с сотрудниками

Юля Яковлева, старший тренер-консультант CBSD Thunderbird, в своей статье рассуждает о том, как р...

17.09.2020

CBSD Thunderbird на HR EXPO 2020

С 28 сентября по 2 октября состоится HR EXPO 2020. Впервые за 20 лет одно из самых важных HR-меро...

15.09.2020

Как бизнесу поддержать людей – кроме лозунга «Все будет хорошо», в который никто не верит?

Интервью с Ольгой Ильиной, экспертом по нейрокоучингу, спикером HR trends 2020

06.09.2020

Итоги 2-й фоллоу-ап-сессии по итогам международной конференции WorldatWork 2020 Total Resilience Virtual

CBSD Thunderbird провела 2-ю фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции и анонсировала ...

31.08.2020

Фестиваль «ПиР-2020. Практики Развития»

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на мероприятие партнеров — Фестиваль «ПиР-2020. Практики Развит...

30.07.2020

Итоги 1-й фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции WorldatWork 2020 Total Resilience Virtual

CBSD Thunderbird провела 1-ю фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции WorldatWork 202...

23.07.2020

1-я фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции WorldatWork 2020 Total Resilience Virtual

28 июля в 17:00 состоится 1-я фоллоу-ап-сессия по итогам международной конференции WorldatWork 20...

15.07.2020

Post Covid-19: Как изменилась ситуация на рынке страхования персонала и Wellbeing

Давайте обсудим актуальные тренды в области страхования и программ благополучия для сотрудников!

21.06.2020

Итоги вебинара «Как сохранять ресурсное состояние»

Спасибо за ваш интерес к открытому вебинару «Как управлять своим ресурсным состоянием»! Для нас ...

20.06.2020

Ежегодная онлайн-конференция WorldatWork Total Resilience 2020 набирает обороты!

Конференция WorldatWork Total Resilience 2020 начинается 8 июля и будет проходить каждую среду до...

01.06.2020

Как управлять своим ресурсным состоянием в эпоху черных лебедей?

Регистрируйтесь на бесплатный вебинар Ольги Ильиной!

24.05.2020

Итоги открытого вебинара «Лидерство в удаленных командах»

Спасибо всем, кто принял участие в вебинаре «Лидерство в удаленных командах»! Нас было почти 300 ...

20.05.2020

Онлайн-конференция ATD Building Capabilities And Connection

CBSD Thunderbird приглашает вас принять участие в онлайн-конференции ATD Building Capabilities & ...

15.05.2020

HR-Dashboard от А до Я

Вы не используете дашборды и полагаете, что в них нет необходимости? А если твердо уверены, что о...

14.05.2020

Открытый вебинар «Лидерство в удаленных командах»

Приглашаем вас 22 мая в 12:00 на вебинар «Лидерство в удаленных командах».

01.05.2020

Лидерство в удаленных командах

CBSD Thunderbird представляет новую онлайн-программу, разработанную совместно с нашим партнером T...

01.04.2020

Вебинар «Тренды в области компенсаций и льгот. Анализ новой модели совокупного поощрения WorldatWork»

9 апреля в 11:00 Анастасия Зенцева, тренер международной сертификации WorldatWork Global Remunera...

27.05.2018

На пределе: как совладать с гневом и стать счастливой

Если вы хотите управлять своей жизнью, научитесь осознавать негативные эмоции и работать с ними. ...

04.04.2018

Как создать необходимое топливо для формирования полезных привычек

Статья Ольги Ильиной, руководителя направления осознанного лидерства CBSD Thunderbird, для Snob.ru

05.09.2017

Дирижеры вместо командиров

Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD Thunder...

13.07.2017

Бокс в офисе: что общего у руководителя компании и бойца на ринге

Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD Thunder...

23.06.2017

Осторожно, Brexit

О выходе Великобритании из Евросоюза написаны сотни статей, однако эта история может быть интерес...

24.10.2016

Управление эмоциями на работе

Статья Юлии Левиной, старшего тренера-консультанта CBSD Thunderbird и руководителя направления Bl...

28.06.2016

Противоречия без конфликтов и конфликты без противоречий

Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD Thunder...