6 секретов успешного бизнес-тренинга



Успех тренинга зависит от хорошей методологии и качественного проведения. Если говорить о втором аспекте, то у каждого опытного тренера со временем появляются свои фишки и приемы, которые составляют его неповторимый стиль.

В этой статье Андрей Крикунов, тренером-экспертом компании CBSD, рассказывает о своих методах и подходах, которые он использует при проведении тренингов

1. Рефрейминг запроса на обучение. Мне нравится расширять восприятие проблемы у участников, находить более интересный запрос, чем тот, с которым они пришли на тренинг.

Часто люди приходят на тренинг с шаблонными, навеянными социальными стереотипами запросами. Например, запрос "хочу научиться держать себя в руках или не показывать эмоции во время стресса или конфликта" изначально ложный и даже нереалистичный. Если ты в конфликте или стрессе, невозможно не испытывать эмоции, и их сдерживание будет забирать еще больше энергии. Поэтому вместо этого я предлагаю участникам другие варианты запроса:

  • Как осознавать свой процесс попадания в стресс? Что меня триггерит больше всего? Как я могу замечать это на более раннем этапе, чтобы не захватываться эмоциями?

  • Что делать с эмоциями, когда я в стрессе или конфликте? Как их экологично выражать или использовать для достижения своей цели?

  • Как управлять своей коммуникацией, когда я в стрессе?

Или другой пример - участник заявляет, что хочет "научиться восстанавливать энергию после работы". Конечно, можно пойти по этому пути, а можно исследовать "как именно и в какие моменты на работе он теряет энергию". Второй запрос более перспективный с точки зрения развития, более интересный.

2. Одна из моих учителей, Ирина Друзь, любила притчу про гейшу, чтобы проиллюстрировать важность индивидуального подхода к участникам.

Как-то два друга в Японии пришли к гейше, а потом, обсуждая проведенный вечер, выяснили, что каждому показалось, что она уделяла именно ему больше внимания, чем другому.

На тренинге иногда можно добавить "эффект гейши": проявлять персональное внимание разным участникам.

Например, это могут быть индивидуальные задания на день, исходя из запросов участников, за которыми можно следить в течение дня: кто-то будет следить за тем, как задает вопросы, кто-то — за тем, как переводит оценочные суждения в "я-послания". Кого-то нужно чаще хвалить и поддерживать, а у кого-то — чаще запрашивать экспертное мнение. 

3. Открыто говорить о своих ценностях. Как-то я заметил, что одна коллега на тренинге по мотивации, когда зашел разговор о миссии и ценностях, открыто поделилась тем, что для нее лично важно "делать вклад в развитие управленческой культуры России". Это сразу вызвало вдумчивую паузу в аудитории и повысило мое уважение к этому человеку. После этого и на своих тренингах я начал больше говорить о своих ценностях, чуть больше открываться и заметил, что это создает еще больше доверия и побуждает участников также открываться и обсуждать более глубокие вещи. 

4. Очень важно использовать этап проблематизации в начале тренинга. Участники должны осознать, в чем они неуспешны, что у них что-то не получается в выбранной теме. Тогда у них формируется мотивация изменить это, и они становятся более вовлеченными.

Например, если мы говорим о переговорах, то даже переговорщики с 10-15 годами опыта работы могут не замечать свои слабые стороны. Тогда полезно начать тренинг с игры или кейса, где участники могут увидеть свои ошибки и понять, что им нужно учиться и меняться.

В тренингах по клиентскому и внутреннему сервису полезно собрать обратную связь от клиентов или других отделов и поделиться ею на тренинге. Это помогает участникам увидеть реальные проблемы и жалобы, даже если им кажется, что все идет хорошо. 

5. Перед каждым тренингом мы готовим сценарий заранее, но есть часть, которую лучше не готовить, а принимать решение на месте — это правильное открытие и эмоциональное завершение тренинга. Каждый раз я сам удивляюсь, какие слова, примеры и истории я подбираю на ходу, ориентируясь на аудиторию, ощущения в моменте и количество времени, которое есть.

Как-то раз тренинг для руководителей поставили на воскресенье. В аудитории 25 человек. Видно, что уровень энергии низкий, тело привыкло в этот день отдыхать. Что делать? Как вдохновить на тему, не рвать с места в карьер, а постепенно раскачать аудиторию? Для этого нужно чувствовать аудиторию, быть в контакте с собой, уйти от заготовленных шаблонов.

Или другой пример — как-то мы с коллегами вели управленческий тренинг для нефтяников из Казахстана на основе международных сертифицированных программ. Знакомство и снятие ожиданий решили провести онлайн. Что сказать, чтобы сократить дистанцию, создать впечатление, что мы понимаем их контекст, а не оторваны от их реальности? Кто-то выдаст стандартный слайд со списком своих регалий, кто-то начнет рассказывать, какие классные эти международные программы, и показывать слайд о том, какой учебный путь им предстоит пройти. Но риск не попасть в контекст участников или в их интересы велик. Я предпочитаю в таких случаях начать с хорошей истории, в идеале — с примером из их индустрии, где есть мораль, связанная с темой тренинга. Такие истории сразу объединяют и создают ощущение, что вы говорите на одном языке. 

6. Один из моих любимых продвинутых приемов — пригласить для ролевой игры реальных клиентов. Этот прием мы используем для команд, которые уже всему научены. Например, в одной международной IT-компании на финальный модуль по переговорам для продавцов мы пригласили двух лояльных клиентов. Клиент проводит обычную встречу с продавцом в переговорной комнате. А еще лучше — с двумя разными продавцами поочередно. У продавцов есть в легенде определенная задача. Вся группа с тренером сидит в соседней переговорной и наблюдает за этими переговорами по видеокамере. Затем клиент сам дает обратную связь о своих ощущениях, сравнивает двух продавцов, после чего уходит, и мы всей группой обсуждаем, как в переговорах проявились все навыки, которые мы изучали ранее.

За последние 15 лет работы бизнес-тренером моя установка сменилась с фокуса на себя на фокус на участников. Раньше я думал, что должен быть идеально подготовленным, харизматичным, экспертным. А теперь понимаю, что важнее вовлечь участников, найти интересные вопросы, чтобы им было интересно искать на них ответ, и быть собой, чтобы они не чувствовали напряжения и доверяли тебе как человеку.

Другие статьи

21.04.2025

5 пороков команды

Рассмотрим каждый из этих пороков, их проявления в реальных командах и, что более важно, способы, с помощью которых лидер может эффективно устранить эти проблемы.
17.04.2025

Понимать коллаборацию правильно… или нет?

В этой статье мы разберемся, как правильно понимать и внедрять коллаборацию внутри компании
24.03.2025

Онлайн-обучение: встроить нельзя игнорировать. Где ставить запятую?

Мы собрали 8 ключевых советов, которые помогут вам сделать онлайн-обучение не просто формальностью, а действительно работающим инструментом

14.03.2025

Как стать эффективным тренером: подходы, вызовы и вдохновение

Виктор Шеффер, тренер-эксперт CBSD рассказывает о том, что делает его работу вдохновляющей и результативной
26.02.2025

Как дизайн-мышление меняет подход к HR-инициативам

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказала, как HR-профессионалам применять дизайн-мышление на практике. 
19.02.2025

HR-перезагрузка: Stop – Start – Continue. Три шага в будущее

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказывает о методике Stop – Start – Continue и как ее можно использовать в стратегическом управлении и HR-консалтинге.
10.02.2025

Как сделать бизнес-тренинг живым и запоминающимся

Сергей Ясаков рассказывает о силе вопросов, ярких примерах, репетициях, мотивации и постоянном развитии
05.02.2025

Модели управления изменениями, которые используют Tesla, Google и Microsoft

Популярные концепции, которые помогают организациям во всем мире преодолеть источники сопротивления и добиваться ощутимых результатов от изменений
03.02.2025

Как сделать тренинги эффективными и увлекательными

Юлия Яковлева, старший бизнес-тренер CBSD, делится своими профессиональными приемами, которые помогают создавать эффективные и увлекательные тренинги
30.01.2025

HR/L&D тренды 2025

Представляем вашему вниманию шестой ежегодный отчет Blanchard о трендах в HR/L&D
19.11.2024

От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard

Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!

18.11.2024

Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов

Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой

13.11.2024

Исследование вызовов, стоящих перед руководителями

Делимся результатами опроса компании The Ken Blanchard Companies® более 800 менеджеров о том, с какими проблемами сталкиваются менеджеры, и как они с ними справляются. 
07.11.2024

7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса

Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой, руководителя направления Digital и эксперта в разработке цифровых образовательных проектов CBSD
17.10.2024

Как эффективно провести оценку обучения

Международное исследование
Проведено международным партнером CBSD – Ассоциацией по развитию талантов ATD (Association for Talent Development)
20.09.2024

Создаем «голубой океан» в бизнесе: открываем суперсилы сотрудников

Игорь Корганов, эксперт CBSD, делится своим опытом, как использовать концепцию «голубого океана» применительно к сотрудникам и раскрыть их супер способности
18.09.2024

Этапы разработки онлайн-курса

В этой статье Людмила Крылова, руководитель ХИТ (Хаба информационных технологий в обучении) тренинговой компании CBSD рассказывает о поэтапном плане создания онлайн-курса, начиная от определения цели до окончательной оценки его эффективности. Людмила разработала более 250 онлайн-уроков, развивающих софт скиллс, для крупных российских компаний
23.08.2024

Когда бизнес-обучение в радость

Когда бизнес-обучение в радость
23.08.2024

6 секретов успешного бизнес-тренинга

Успех тренинга зависит от хорошей методологии и качественного проведения. Если говорить о втором аспекте, то у каждого опытного тренера со временем появляются свои фишки и приемы, которые составляют его неповторимый стиль.
23.08.2024

Призвание - бизнес-тренер

Сейчас профессия тренера переживает новую волну популярности. О том, как меняется профессия и особенностях развития в этой профессии – мы поговорили с тренером-консультантом CBSD Андреем Крикуновым, методологом и ведущим курса Тренинг для Тренеров.