7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса


Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой.

Людмила Крылова — профессионал в мире онлайн-образования. Руководитель направления Digital и капитан большой команды разработчиков, за плечами которой более 500 успешных курсов для крупнейших российских компаний. Ее опыт и знания в создании образовательных продуктов помогают тысячам руководителей стать эффективнее и успешнее.

Но этот путь не был легким: каждый проект — это уникальные задачи, десятки подводных камней и, конечно же, ошибки. Людмила делится своими кейсами и лайфхаками, которые помогают избегать этих ошибок и добиваться отличного результата.

Введение. Почему это важно

Создание качественного онлайн-курса — задача не из легких. Вроде бы все учли: и структуру, и содержание, и даже дизайн. Но потом оказывается, что сроки затянулись, контент не соответствует ожиданиям, а бюджет давно вышел за рамки. Почему это происходит? Где мы упускаем важные детали?

Задумайтесь, сколько раз в процессе работы над курсом вы сталкивались с этими вопросами:

  • Почему сроки затягиваются?
  • Почему клиенты недовольны результатом, хотя все было согласовано?
  • Почему команда выгорает, а проект еще не закончен?

Если вы создаете онлайн-курсы или только собираетесь начать, эта статья поможет вам избежать типичных ошибок и ускорить процесс создания качественного продукта. На основе реального опыта Людмилы Крыловой мы выделили 7 основных ошибок и 10 лайфхаков, которые помогут вам не только выполнить проект в срок, но и превзойти ожидания вашего клиента.

Итак, давайте разберем основные ошибки и их решения, чтобы ваш следующий курс стал образцом качества и эффективности.

Ошибка 1. Недооценка времени на согласование с клиентом

Первый шаг в любом проекте — это планирование сроков. Казалось бы, что может быть проще? Определить, сколько времени уйдет на создание контента, добавить буфер на проверку и согласование, и вперед. Но реальность часто оказывается куда сложнее.

Очень часто, планируя проект, мы рассчитываем только свои временные затраты: «разработка урока займет две недели или месяц». Но забываем про этап согласования с клиентом — а это может занять в три раза больше времени! В результате сроки затягиваются, бюджет увеличивается, и начинаются конфликты с заказчиком.

Пример

В одном из наших проектов для крупной российской производственной компании мы изначально заложили 3 месяца на разработку Электронной школы руководителя, думая, что этого времени будет достаточно для создания и согласования всех уроков. Однако каждый этап — от утверждения сценария до финальной сборки — требовал согласования с разными отделами клиента. И если разработку мы завершили за планированные сроки, то на согласование каждой части ушло еще три дополнительных месяца. Проект затянулся, а наш бюджет уже давно вышел за рамки.

Лайфхак 1

Учитывайте два типа сроков в проекте: время, необходимое вашей команде для разработки, и время на согласование с клиентом. Включайте это в смету и договор. Если клиент не готов учитывать свои сроки, обговаривайте это заранее, чтобы избежать недоразумений. Прозрачное общение на старте убережет вас от многих проблем на финише.

Лайфхак 2

Создайте стандартный процесс согласования, включающий все необходимые этапы: от утверждения концепции до финальной проверки контента. Каждое согласование фиксируйте письменно, чтобы избежать споров и разногласий.

Совет

Никогда не бойтесь быть «дятлом», уточняя и перепроверяя все детали. Это лучше, чем потом переделывать весь проект с нуля. Прозрачное и четкое планирование на старте — залог успешного завершения проекта.

Ошибка 2. Неполное понимание возможностей платформы

Второй важный аспект — это платформа, на которой будет размещен ваш курс. Часто мы не до конца понимаем ее возможности и ограничения. Это приводит к тому, что уже на этапе реализации мы сталкиваемся с невозможностью выполнить то, что планировали.

Пример

В одном из проектов мы сделали 150 тестов, основываясь на изначальных требованиях клиента. Все выглядело отлично на бумаге, но когда мы начали тестировать курс на платформе, оказалось, что она не поддерживает нужные форматы и типы тестов. В результате нам пришлось переделывать все тесты под возможности платформы, что заняло дополнительное время и увеличило расходы проекта .

Такой сценарий мог бы сильно ударить по срокам и бюджету, если бы мы заранее не заложили дополнительные ресурсы на непредвиденные доработки. Но даже в этом случае мы потеряли драгоценное время и столкнулись с ненужными переделками.

Лайфхак 3

Всегда подробно обсуждайте с клиентом возможности платформы на старте. Начните с того, чтобы задать ключевые вопросы:

  • Какую цель вы хотите достичь с помощью этого курса?
  • Какая платформа будет использоваться и какие функции она поддерживает?
  • Какие форматы контента нужны: слайды, видео, лонгриды?
  • Какие типы тестов будут использоваться и как они должны оцениваться?

Лайфхак 4

Особое внимание уделите тестам и сбору статистики. Узнайте, какую информацию хочет получать клиент, и проверьте, поддерживает ли платформа необходимые функции. Это поможет избежать неприятных сюрпризов на этапе тестирования курса.

Совет

Четко оговаривайте возможности платформы на старте, чтобы потом не пришлось переделывать готовый контент. Лучше потратить время на уточнения, чем переделывать весь проект.

Ошибка 3. Несогласованный дизайн с пиар-службой и маркетингом клиента

Дизайн — это не только красивое оформление, но и важный элемент имиджа компании. Если дизайн курса не согласован с пиар-службой или маркетингом, можно столкнуться с ситуацией, когда 70% проекта уже готово, а клиент требует все переделать.

Пример

В одном из наших проектов для крупной российской компании мы разработали дизайн курса, который был утвержден основным заказчиком из HR. Все шло по плану, пока не вмешалась пиар-служба, которая обнаружила, что дизайн не соответствует корпоративным стандартам компании. Мы уже закончили 70% работы, а нам пришлось переделывать весь проект, заново собирая материал с нуля. Это привело к значительным задержкам и лишним расходам.

Лайфхак 5

Перед началом работы четко оговаривайте с клиентом, что дизайн должен быть согласован не только с проектным менеджером и отделом HR, но и с пиар-службой и маркетингом. Это особенно важно в крупных компаниях, где каждая деталь имеет значение.

Совет

Создайте чек-лист вопросов по согласованию дизайна: утвержден ли стиль, соответствует ли он корпоративным стандартам, согласован ли с внутренними отделами. И только после этого начинайте работу над дизайном.

Ошибка 4. Писать теорию и практику одновременно без согласования

Когда дело доходит до разработки контента, важно помнить, что любые изменения в теории влекут за собой изменения в практике. И если сначала написать теорию и практику без предварительного согласования, можно столкнуться с ситуацией, когда изменения в терминологии требуют переписывания всех тестов и кейсов.

Пример

В одном из проектов мы сначала написали и теоретическую часть, и практические задания, не согласовав их с клиентом. Все было готово к интеграции, когда клиент попросил изменить несколько ключевых терминов. В итоге нам пришлось переделывать все тесты и кейсы, которые ссылались на эти термины. Это заняло гораздо больше времени, чем планировалось, и привело к дополнительным расходам.

Лайфхак 6

Всегда сначала согласовывайте теоретическую часть с клиентом до мельчайших деталей: термины, формулировки, примеры. Только после этого переходите к разработке практических заданий.

Совет

Создайте процесс поэтапного согласования контента. Сначала утвердите теорию, затем практические задания, и только после этого переходите к интеграции в курс. Это позволит избежать множества ненужных переделок.

Ошибка 5. Привлечение тренеров для написания текстов

Тренеры — это мастера живого общения. Они привыкли работать с аудиторией, чувствовать реакцию и адаптировать материал на ходу. Но это не значит, что они смогут писать структурированные тексты для онлайн-курсов. В итоге процесс затягивается, а качество материалов оставляет желать лучшего.

Пример

В одном из проектов мы решили привлечь наших лучших тренеров для написания текстов к курсу. Мы были уверены, что, обладая глубокими знаниями и навыками, они создадут качественный контент. Но оказалось, что тренеры предпочитают живое общение и плохо справляются с письмом. Тексты были слишком объемными, неструктурированными и не подходили для асинхронного формата. Нам пришлось привлекать методологов, которые перерабатывали все материалы, что затянуло проект на несколько месяцев.

Лайфхак 7

Используйте связку «эксперт + методолог-писатель». Пусть тренеры делятся своим опытом в привычной устной форме, а методолог адаптирует этот контент в удобный для обучения текст.

Лайфхак 8

Используйте ИИ для автоматизации процесса расшифровки и структурирования. С помощью инструментов транскрибации (в CBSD мы используем Meet.AI) вы можете переводить устные рассказы тренеров в текст и затем дорабатывать его в чат GPT. Это значительно ускоряет процесс и снижает нагрузку на тренеров.

Совет

Не пытайтесь заставить тренеров делать то, что им некомфортно. Пусть они сосредоточатся на своем сильном — живом общении и передачей знаний, а всю остальную работу доверяйте методологам и писателям.

Ошибка 6. Использование нумерации в учебных материалах

Когда в проекте множество уроков и модулей, логично пронумеровать их, чтобы легко ориентироваться. Но если вы используете нумерацию и ссылки на конкретные модули внутри контента, это может стать настоящей проблемой при любых изменениях структуры курса.

Пример

В проекте для крупной компании мы нумеровали каждый модуль и использовали ссылки на них внутри курса. Все было идеально, пока клиент не решил добавить новый модуль в середину программы. Это требовало изменения нумерации и ссылок по всему курсу, что заняло огромное количество времени и усилий. В результате проект задержался на несколько недель, а все участники были вынуждены тратить время на переработку контента.

Лайфхак 9

Не используйте нумерацию и ссылки на модули внутри контента. Лучше оставить нумерацию только в названиях файлов для внутреннего использования. В самих уроках используйте общие фразы, вроде «в следующем уроке» или «в этой программе».

Совет 

Планируйте структуру курса так, чтобы каждый элемент мог существовать независимо. Это даст вам больше гибкости и позволит легко вносить изменения, не переделывая весь контент.

Ошибка 7. Недостаточное время и ресурсы на проверку и корректировку

Проверка — это не просто формальность, а важный этап в создании качественного продукта. Если на нее не заложить достаточно времени и ресурсов, ошибки, оставленные в курсе, могут значительно снизить его восприятие и репутацию вашей команды.

Пример 

В одном из проектов для крупного клиента мы уделили основное внимание созданию контента, но недооценили важность проверки и корректуры. Уже после сдачи проекта клиент вернулся с замечаниями по опечаткам и мелким ошибкам, которые наша команда упустила. Нам пришлось срочно привлекать дополнительных корректоров и повторно проверять весь материал. Это заняло время и усилия, которые можно было бы избежать, если бы мы сразу заложили достаточные ресурсы на проверку.

Лайфхак 10

Привлекайте несколько корректоров на разных этапах проекта. Сначала проверяйте тексты на этапе написания, затем после интеграции в лонгриды и, наконец, после финальной сборки. Каждый этап требует свежего взгляда.

Совет

Используйте «свежий взгляд». Показывайте материал людям, которые не знакомы с темой, и они помогут выявить логические несоответствия и ошибки, которые упустили специалисты.

Заключение

Создание онлайн-курсов — это сложный и многогранный процесс. Ошибки могут возникать на каждом этапе, но, зная о них заранее, можно избежать множества проблем и сэкономить время и деньги.

Другие статьи

19.11.2024

От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard

Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!

18.11.2024

Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов

Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой

13.11.2024

Исследование вызовов, стоящих перед руководителями

Делимся результатами опроса компании The Ken Blanchard Companies® более 800 менеджеров о том, с какими проблемами сталкиваются менеджеры, и как они с ними справляются. 
07.11.2024

7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса

Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой, руководителя направления Digital и эксперта в разработке цифровых образовательных проектов CBSD
17.10.2024

Как эффективно провести оценку обучения

Международное исследование
Проведено международным партнером CBSD – Ассоциацией по развитию талантов ATD (Association for Talent Development)
20.09.2024

Создаем «голубой океан» в бизнесе: открываем суперсилы сотрудников

Игорь Корганов, эксперт CBSD, делится своим опытом, как использовать концепцию «голубого океана» применительно к сотрудникам и раскрыть их супер способности
18.09.2024

Этапы разработки онлайн-курса

В этой статье Людмила Крылова, руководитель ХИТ (Хаба информационных технологий в обучении) тренинговой компании CBSD рассказывает о поэтапном плане создания онлайн-курса, начиная от определения цели до окончательной оценки его эффективности. Людмила разработала более 250 онлайн-уроков, развивающих софт скиллс, для крупных российских компаний
23.08.2024

Когда бизнес-обучение в радость

Когда бизнес-обучение в радость
23.08.2024

6 секретов успешного бизнес-тренинга

Успех тренинга зависит от хорошей методологии и качественного проведения. Если говорить о втором аспекте, то у каждого опытного тренера со временем появляются свои фишки и приемы, которые составляют его неповторимый стиль.
23.08.2024

Призвание - бизнес-тренер

Сейчас профессия тренера переживает новую волну популярности. О том, как меняется профессия и особенностях развития в этой профессии – мы поговорили с тренером-консультантом CBSD Андреем Крикуновым, методологом и ведущим курса Тренинг для Тренеров.
16.08.2024

Мифы и правда о постановке целей

«Мне кажется, что в моей команде нет ни одного человека, который точно знает, что он делает и зачем», — говорит президент всемирно известной компании по производству одежды. Он нанял меня, чтобы я помогла ему стать ролевой моделью в применении SLII.
16.08.2024

Лидерство в новой нормальности

В конце 2019 глобальное исследование рабочих мест, проведенное IWG с участием более 15 000 работников, показало, что более двух третей специалистов во всем мире работают удаленно как минимум один день в неделю, при этом 53 процента работают удаленно как минимум половину недели.
08.08.2024

Бланшар. Простые истины лидерства

Я рад поделиться мыслями и выдержками из книги «Простые истины лидерства: 52 способа быть лидером и выстраивать доверие», которую мы написали в соавторстве с моим коллегой̆ Рэнди Конли.
28.06.2024

По результатам вебинара «ATD. Взгляд изнутри»

27 июня прошел вебинар «ATD. Взгляд изнутри», на котором делегация CBSD Global делились инсайтами и лучшими международными практиками, подслушанными на ATD.
03.06.2024

Постановка целей и вознаграждение: что работает сегодня?

В современных организациях системы постановки целей и вознаграждения играют ключевую роль в повышении эффективности сотрудников и достижении бизнес-целей компании.
Сегодня эта тема стала особенно актуальной в условиях быстро меняющегося мира и технологических изменений. В данной статье мы рассмотрим выводы современных исследований и рекомендации международных экспертов в области HR, а также примеры и модели, которые демонстрируют свою эффективность на практике
22.05.2024

Зачем учиться вести сложные диалоги

Мир меняется стремительно. Поэтому сегодня как никогда нужны команды, которые могут эффективно
работать в самых непростых обстоятельствах. И именно качество общения между людьми в сложных
ситуациях составляет эту разницу — между путем к успеху или к провалу.
Способность сотрудников и команд вести сложные диалоги, по мнению признанного консультанта, спикера
и автора бизнес-бестселлеров Крейга Вебера, — залог успеха бизнеса. Программный директор Blanchard®
Дэвид Витт подготовил подборку наиболее ярких цитат из работ К. Вебера, раскрывающих, что такое умение
вести сложные диалоги и почему этот навык сегодня жизненно необходим.
16.04.2024

Выгореть нельзя жить. Где ставим запятую?

В мире, где каждый шаг к карьерному росту и личному успеху требует от нас все больше усилий и нередко сопровождается стрессом, мы часто забываем о тонкой границе между целеустремленностью и выгоранием.
08.04.2024

Бланшар. Что такое умение вести сложные диалоги?

«Задача руководителей — создавать организации, которые работают». Так считает Джоан Магретта из Гарвардской школы бизнеса. А умение вести сложные диалоги — это основополагающая компетенция для того, чтобы создавать команды и организации, которые даже в самых непростых ситуациях работают слажено
21.03.2024

Обновленная модель Совокупного поощрения WorldatWork

Более 20 лет CBSD вместе с международной ассоциацией C&B-специалистов WorldatWork проводит обучение и подготовку к сертификации по управлению совокупным поощрением – программу Global Remuneration Professional (GRP).

21.02.2024

HR/L&D тренды 2024. Исследование

Как выбрать верный курс и продолжать
движение в рабочей среде с высокими
ожиданиями