Этапы разработки онлайн-курса

Этапы разработки онлайн-курса

Онлайн-обучение становится все более востребованным, как в образовательных учреждениях, так и в корпоративном секторе. Оно позволяет охватить большую аудиторию, минимизировать затраты и обеспечить гибкость в обучении. Однако создание качественного онлайн-курса требует четкого планирования, участия профессионалов и понимания того, как правильно организовать процесс.

В этой статье Людмила Крылова, руководитель ХИТ (Хаба информационных технологий в обучении) тренинговой компании CBSD рассказывает о поэтапном плане создания онлайн-курса, начиная от определения цели до окончательной оценки его эффективности. Людмила разработала более 250 онлайн-уроков, развивающих софт скиллс, для крупных российских компаний

1. Определение цели курса

Первым и одним из самых важных шагов в создании онлайн-курса является определение его цели. Важно понимать, зачем этот курс нужен, какую проблему он должен решить и какие результаты необходимо получить.

Анализ потребностей. Начните с анализа потребностей заказчика. Какие навыки или знания необходимо передать конечному пользователю? Какая цель стоит перед обучением? Эти вопросы помогут четко сформулировать задачи курса. Например, если цель — повышение квалификации сотрудников, курс должен обеспечить базовые знания и навыки, необходимые для выполнения их обязанностей.

Определение целевой аудитории. Важно учитывать, кто будет конечным пользователем курса. Это могут быть руководители, сотрудники определенной компании, сотрудники бизнес-юнита, студенты и т.д. Понимание их уровня подготовки и специфики работы поможет создать курс, который будет максимально полезным и эффективным. Например, если это курсы для руководителей, акцент может быть сделан на управленческие навыки, тогда как для новичков в компании будет важна адаптация и знакомство с корпоративной культурой.

Формулировка целей обучения. На этом этапе важно сформулировать конкретные и измеримые цели курса. Например, «Снизить количество жалоб клиентов на 25% в течение следующих 6 месяцев через обучение сотрудников клиентского сервиса техникам управления конфликтами и повышению стандартов обслуживания». Или «увеличить процент успешно завершенных проектов с соблюдением сроков и бюджета на 20% в течение года путем обучения руководителей проектов методологиям Agile и улучшению навыков управления рисками».

Согласование обучающей платформы с заказчиком. Это крайне важный этап, который задает основу для всей дальнейшей работы. Платформа, на которой будет размещен курс, не только определяет его технические возможности, но и оказывает влияние на структуру, дизайн, интерактивные элементы и способы взаимодействия с участниками. Например, некоторые платформы поддерживают только определенные форматы контента, такие как слайдовые презентации, видеоролики или текстовые лонгриды. Другие могут иметь встроенные инструменты для проведения тестов и интерактивных упражнений, но могут ограничивать сложность таких элементов. Если не учитывать эти особенности заранее, то на финальных этапах можно столкнуться с ситуацией, когда созданный контент не соответствует возможностям платформы или требует серьезной переделки.

2. Проработка контента

После того, как цели курса определены, необходимо перейти к разработке его содержания. Этот этап включает взаимодействие с экспертами, создание структуры курса и детальную проработку материала.

Взаимодействие с экспертами. Привлеките внутренних или внешних экспертов для разработки контента. Это могут быть как специалисты компании-заказчика, так и независимые консультанты. Важно, чтобы контент был верифицирован экспертами в теме урока и соответствовал актуальным требованиям. Работая над разными клиентскими проектами, мы в CBSD работали как с собственными экспертами, так и экспертами со стороны клиента. При работе с внешними экспертами очень важно «на берегу» договориться о процессе согласования контента урока: кто верифицирует, кто утверждает, сколько времени на это требуется. Не сделав это, есть риск не уложиться как в тайминг, так и бюджет проекта!

Интервью с конечными пользователями. Проведение интервью с потенциальными пользователями курса поможет выявить их реальные потребности и проблемы. Это поможет адаптировать содержание под конкретные задачи и сделать его более практичным и полезным. Например, вы можете выяснить, какие аспекты работы вызывают у сотрудников наибольшие трудности, и сделать на них акцент в курсе. Узнайте, каких навыков или знаний им не хватает для выполнения своих обязанностей; каков текущий уровень знаний и опыта пользователей по теме курса; есть ли у них предварительный опыт участия в подобных курсах, и какие впечатления они оставили;

насколько они знакомы с используемыми в курсе инструментами или методологиями; какие форматы обучения наиболее комфортны. Обсудите с ними конкретные рабочие ситуации и как они эти ситуации «разруливали». Эта информация пригодится при создании кейсов по теме.

Создание структуры. Декомпозируйте цели курса на подцели и определите, какие темы и инструменты нужно включить для их достижения. Составьте подробную структуру курса, согласуйте ее с заказчиком. Например, если цель курса – дать знания по теме подготовки презентаций, то возможные темы могут включать: как выстраивать аргументы, как справляться с эмоциями до и во время выступления, как привлекать внимание аудитории к выступлению и так далее.

Верификация контента с заказчиком. После создания структуры и содержания курса, обязательно согласуйте их с заказчиком. Это поможет избежать недоразумений и убедиться, что курс полностью соответствует ожиданиям.

3. Разработка методологии

Разработка методологии — один из ключевых этапов создания онлайн-урока. Она определяет, как будет подаваться материал, какие форматы обучения будут использоваться, и как будет оцениваться прогресс учеников.

Подбор методологов и писателей. Для создания качественного контента привлеките методологов и писателей. Методологи занимаются разработкой общей концепции курса, а писатели работают над созданием текстов, которые будут доступны и понятны ученикам. Лайфхак: не пытайтесь сэкономить и взять одного человека на обе роли! Практика показывает, что мало кто из методологов может написать урок простыми и понятными словами, а писатели не всегда обладают навыками методологической работы

Создание теоретической базы. Важно разработать качественный теоретический материал, который станет основой курса. Это могут быть тексты лекций, презентации, лонгриды, а также дополнительные материалы, такие как интервью, статьи и видео. Например, если курс посвящен управлению проектами, теоретическая база может включать описание методологий, примеры успешных проектов и советы по управлению командой.

Верификация контента. После создания теоретической базы обязательно согласуйте ее с заказчиком. Не начинайте работать над практикой! Это поможет избежать ошибок и лишних итераций.

Создание практической части урока. На основе теоретической части создаются интерактивные элементы урока, которые проверяют знания и понимание информации и повышают вовлеченность учеников. Эти элементы включают тесты, упражнения, кейсы, видео-кейсы, задания на самостоятельную отработку и другие формы практической работы. Практическая часть помогает закрепить знания и проверить, насколько хорошо участники усвоили материал. Важно, чтобы практические задания были разнообразными и соответствовали реальным задачам, с которыми могут столкнуться участники в своей работе. Например, разрабатывая курс для фармацевтической компании, все кейсы были тщательно адаптированы под реальные ситуации, с которыми сотрудники сталкиваются в своей повседневной работе. Это включало примеры взаимодействия с клиентами, решение проблем, связанных с поставками лекарств, и соблюдение строгих нормативных требований. Лайфхак: ИИ поможет вам адаптировать практические кейсы и упражнения под специфику клиента!

Верификация с заказчиком: После создания теоретической базы и практических интерактивных элементов, важно снова провести верификацию с заказчиком. Это поможет убедиться, что все аспекты курса соответствуют ожиданиям и целям проекта. Только после этого переходите к следующему этапу – дизайну.

4. Дизайн и видеосъемка

Качественный визуальный контент играет ключевую роль в восприятии информации. Дизайн курса должен быть не только эстетически привлекательным, но и функциональным, обеспечивающим удобство в использовании.

Создание шаблонов дизайна. На этом этапе создаются шаблоны для всех визуальных элементов курса — от фонов и шрифтов до расположения текстовых блоков и изображений. Важно, чтобы дизайн был не только красивым, но и функциональным, удобным для восприятия информации. Шаблоны должны быть согласованы с заказчиком.

Утверждение шаблонов визуальных элементов. Утвердите с заказчиком все визуальные элементы — от расположения логотипов до шрифтов и цветовых схем.

Видеосъемка. Съемка видеолекций — важный аспект курса. Подготовьте сценарии для видеолекций, подберите экспертов для съемок. Это могут быть как внутренние эксперты, так и внешние. Убедитесь, что эксперты комфортно чувствуют себя перед камерой и могут доступно донести информацию. Если необходимо, прорепетируйте с ними прочтение текста.

Монтаж и добавление графики. После съемок начинается этап монтажа, когда видеоматериалы дополняются графикой, текстовыми вставками и анимациями. Это помогает сделать видео более динамичным и удерживать внимание учеников.

Утверждение визуальных материалов. Все визуальные материалы должны быть утверждены с заказчиком перед финальной сборкой курса. Это поможет избежать недоразумений и обеспечит соответствие курса корпоративным стандартам.

5. Сборка и тестирование

Когда все материалы готовы, начинается процесс сборки курса. Этот этап включает интеграцию всех элементов в единую систему и тестирование на различных платформах.

Сборка в SCORM. SCORM (Sharable Content Object Reference Model) — это стандарт, который обеспечивает совместимость электронных курсов с различными платформами для обучения (LMS). Важно правильно собрать все элементы курса в формате SCORM, чтобы обеспечить их корректное отображение и функционирование на платформе заказчика.

Тестирование на платформе заказчика. После сборки курса необходимо провести тестирование на платформе заказчика. Это позволяет выявить возможные технические проблемы, такие как некорректное отображение элементов или ошибки в работе интерактивных модулей.

Пилотное тестирование. Если курс объемный и сложный, рекомендуется провести пилотное тестирование на небольшой группе пользователей. Это поможет выявить недостатки и внести коррективы до масштабного запуска.

Внесение доработок. По результатам тестирования и пилота в курс могут быть внесены необходимые изменения, чтобы он полностью соответствовал требованиям и ожиданиям заказчика.

6. Оценка эффективности

Оценка эффективности курса — это важный этап, который помогает понять, достигнуты ли поставленные цели и насколько курс полезен для учеников и бизнеса.

Методология Кирпатрика. Оценка по методологии Кирпатрика включает четыре уровня: реакция участников, усвоение знаний, изменение поведения и влияние на бизнес-результаты. Это помогает получить комплексное представление о том, как курс повлиял на учеников и их работу. Обычно CBSD производит оценку уровней 1-2.

Сбор обратной связи. Важно собрать отзывы от пользователей и заказчика после завершения курса. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны курса, понять, что можно улучшить в будущем.

Анализ результатов. Проанализируйте результаты и сделайте выводы о том, насколько курс соответствует поставленным целям. Если курс не полностью удовлетворяет ожидания, внесите необходимые изменения и доработки.

Создание онлайн-урока — это сложный и многогранный процесс, требующий участия многих специалистов и тщательной проработки на всех этапах. Однако, следуя поэтапному плану и привлекая профессионалов на каждом этапе, можно создать качественный курс, который принесет реальную пользу и поможет достичь поставленных целей.


Другие статьи

14.03.2025

Как стать эффективным тренером: подходы, вызовы и вдохновение

Виктор Шеффер, тренер-эксперт CBSD рассказывает о том, что делает его работу вдохновляющей и результативной
26.02.2025

Как дизайн-мышление меняет подход к HR-инициативам

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказала, как HR-профессионалам применять дизайн-мышление на практике. 
19.02.2025

HR-перезагрузка: Stop – Start – Continue. Три шага в будущее

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказывает о методике Stop – Start – Continue и как ее можно использовать в стратегическом управлении и HR-консалтинге.
10.02.2025

Как сделать бизнес-тренинг живым и запоминающимся

Сергей Ясаков рассказывает о силе вопросов, ярких примерах, репетициях, мотивации и постоянном развитии
05.02.2025

Модели управления изменениями, которые используют Tesla, Google и Microsoft

Популярные концепции, которые помогают организациям во всем мире преодолеть источники сопротивления и добиваться ощутимых результатов от изменений
03.02.2025

Как сделать тренинги эффективными и увлекательными

Юлия Яковлева, старший бизнес-тренер CBSD, делится своими профессиональными приемами, которые помогают создавать эффективные и увлекательные тренинги
30.01.2025

HR/L&D тренды 2025

Представляем вашему вниманию шестой ежегодный отчет Blanchard о трендах в HR/L&D
19.11.2024

От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard

Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!

18.11.2024

Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов

Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой

13.11.2024

Исследование вызовов, стоящих перед руководителями

Делимся результатами опроса компании The Ken Blanchard Companies® более 800 менеджеров о том, с какими проблемами сталкиваются менеджеры, и как они с ними справляются. 
07.11.2024

7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса

Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой, руководителя направления Digital и эксперта в разработке цифровых образовательных проектов CBSD
17.10.2024

Как эффективно провести оценку обучения

Международное исследование
Проведено международным партнером CBSD – Ассоциацией по развитию талантов ATD (Association for Talent Development)
20.09.2024

Создаем «голубой океан» в бизнесе: открываем суперсилы сотрудников

Игорь Корганов, эксперт CBSD, делится своим опытом, как использовать концепцию «голубого океана» применительно к сотрудникам и раскрыть их супер способности
18.09.2024

Этапы разработки онлайн-курса

В этой статье Людмила Крылова, руководитель ХИТ (Хаба информационных технологий в обучении) тренинговой компании CBSD рассказывает о поэтапном плане создания онлайн-курса, начиная от определения цели до окончательной оценки его эффективности. Людмила разработала более 250 онлайн-уроков, развивающих софт скиллс, для крупных российских компаний
23.08.2024

Когда бизнес-обучение в радость

Когда бизнес-обучение в радость
23.08.2024

6 секретов успешного бизнес-тренинга

Успех тренинга зависит от хорошей методологии и качественного проведения. Если говорить о втором аспекте, то у каждого опытного тренера со временем появляются свои фишки и приемы, которые составляют его неповторимый стиль.
23.08.2024

Призвание - бизнес-тренер

Сейчас профессия тренера переживает новую волну популярности. О том, как меняется профессия и особенностях развития в этой профессии – мы поговорили с тренером-консультантом CBSD Андреем Крикуновым, методологом и ведущим курса Тренинг для Тренеров.
16.08.2024

Мифы и правда о постановке целей

«Мне кажется, что в моей команде нет ни одного человека, который точно знает, что он делает и зачем», — говорит президент всемирно известной компании по производству одежды. Он нанял меня, чтобы я помогла ему стать ролевой моделью в применении SLII.
16.08.2024

Лидерство в новой нормальности

В конце 2019 глобальное исследование рабочих мест, проведенное IWG с участием более 15 000 работников, показало, что более двух третей специалистов во всем мире работают удаленно как минимум один день в неделю, при этом 53 процента работают удаленно как минимум половину недели.
08.08.2024

Бланшар. Простые истины лидерства

Я рад поделиться мыслями и выдержками из книги «Простые истины лидерства: 52 способа быть лидером и выстраивать доверие», которую мы написали в соавторстве с моим коллегой̆ Рэнди Конли.