Когда бизнес-обучение в радость



Интервью с Марией Работновой

Вопрос: Маша, привет! Давай сегодня поговорим о новой программе "Тренинг для тренеров", которая планируется в сентябре. Как бы ты определила, для кого эта программа?

Мария Работнова: Программа ориентирована на большой спектр участников тренерского цеха. Внутренние тренеры компании и корпоративных университетов, сотрудники T&D и HR, которые обучают сотрудников, тренеры-фрилансеры. И даже руководителям и специалистам-экспертам, которые проводят обучение в компаниях, «Тренинг для тренеров» будет полезен.

Вопрос: Не боишься конкуренции со стороны тех, кто может использовать методики CBSD во фрилансе?

Мария Работнова: Нет, мы этого совершенно не боимся. Философия CBSD – делиться знаниями с другими. Хочется, чтобы бизнес-тренеры были профессиональнее, держали высокую планку мастерства, чтобы участники любых тренингов шли на них с удовольствием, а обучение было эффективным. Как-то я разговаривала с заказчиком, и он сказал, что у CBSD есть свой фирменный стиль: система, практика, красота и наглядность. Например, я была бы рада, если бы у некоторых фрилансеров улучшилось качество наглядности и оформления. А то иногда я вижу исписанные черным фломастером флипчарты, эмоционально не цепляет – кажется тренер что-то не додал участникам.

Дело в том, что в CBSD мы много знаем и умеем в тренерской профессии. У нас очень развит обмен информацией между тренерами. Мы учимся друг у друга, обмениваемся практиками, успехами и провалами на внутренних конференциях. Тренерский опыт передается от старичков новичкам. Новые решения и задумки рождаются при совместных проектах, на которых работает команда тренеров. Ну и конечно, многолетний опыт сотрудничества и партнерства с международными провайдерами значительно обогатил тренерские практики работы. Вообщем, нам есть чем делится с другими, накопилось много практического опыта. Мы решили, что 30-летие CBSD – хороший повод для старта такой программы.

Вопрос: Маша, расскажи, пожалуйста, какие ключевые навыки и знания получают участники на программе?

Мария Работнова: Мы учим нескольким важным для тренеров компетенциям

Во-первых, знанию методологии. Цикл Колба и основы обучения взрослых людей – фундамент. Без этого никуда. В методологии мы будем держать два фокуса:

Первый - как грамотно построить тренинг, чтобы участники смогли получить необходимые знания и навыки и использовать их на практике. Это результат - то, зачем отправляют участников на тренинг.

Второе - как сделать процесс тренинга интересным, не нудным и не скучным. В программе много времени уделено интерактивным способах обучения. Слушатели бизнес-тренингов – взрослые, а все взрослые - немного дети. Обучение через просто слушание не работает. Нужны разные форматы вовлечения: работа в группах, бизнес-игры, методы фасилитации. Мы будем экспериментировать с разными форматами, расширять их список, делится собственной экспертизой и практикой. Чем больше форматов знает и использует бизнес-тренер, тем выше его мастерство.

Бывает, что на тренинге участники вовлекаются в активности, а потом задают вопрос «А зачем мы это делали?». Значит, они не поняли смысл, и тренер не доработал. Для тренера крайне важна компетенция – генерация выводов или "сухих остатков". Как учила Елена Васильевна Сидоренко, профессионал и гуру, которую я очень уважаю, тренер – это производитель сухих остатков. В «Тренинге для тренеров» мы обращаем на это большое внимание.

Вопрос: А как насчет коммуникативных навыков? Это ведь тоже важная часть работы тренера.

Мария Работнова: Конечно. Тренер работает личностью. И коммуникативные навыки – часть его харизмы. В программе участники разовьют презентационные навыки работы с группой, вербальные и невербальные, узнают целый набор техник взаимодействия с группой. Например, как использовать энергию участников для повышения групповой динамики? Что делать, если участники засыпают после обеда? Как быть, если на тренинг пришло меньше или больше участников? Что делать, если в группе есть коалиция сопротивляющихся? В нашей программе один из тренеров – профессиональный актер, будет помогать отрабатывать тренерские навыки по работе со сложными участниками на 3 очном модуле.

Вопрос: Маша, можешь описать структуру программы? Из чего она состоит? Какая логика? Я читала, что эта программа идёт как бы по нарастающей. Расскажешь про это?

Мария Работнова: Я расскажу кратко, а подробное описание программы можно посмотреть у нас на сайте www.cbsd.ru.

Действительно, программа построена по нарастающей - от простого к сложному или «от основ к ньюансам».

Программа состоит из 3 очных модулей, 5 онлайн мастер-классов и активной командой работы участников по созданию тренингов. В итоге участники смогут разработать 2-3 тренинга для последующего использования.

Программу ведут 8 тренеров-экспертов CBSD, которые делятся опытом и знаниями по разным темам.

Первый очный модуль основы обучения взрослых людей. Мы будем говорить о цикле Колба, как использовать интерактивные форматы обучения на разных стадиях этого цикла, что группа ждет от тренера и какими компетенциями он должен обладать.

Второй очный модуль - методология тренинга. Мы подробно поговорим об этапах тренинга, их важности для участников и для тренера, о наполнении каждого этапа. После этого модуля начнется командная работа над созданием тренингов.

Вопрос: То есть они сразу начинают применять знания на практике?

Мария Работнова: Именно! При дизайне программы «Тренинг для тренеров» наша задача была сделать так, чтобы практик было ОЧЕНЬ много.!

Третий очный модуль - групповая динамика. На нем мы

  • поговорим о том, что происходит с группой на тренинге и что важно учитывать тренеру

  • изучим типологию DISC, чтобы тренеру лучше понимать себя и участников и работать с сопротивлением

  • рассмотрим фасилитационные техники, которые помогают тренеру ускорять групповую динамику, работать со сложными участниками и снижать градус потенциально конфликтных ситуаций

В программе есть 5 онлайн мастер-классов. Их ведут 5 разных тренеров-экспертов.

1.      Навыки публичных выступлений для тренера

2.      Как снять запрос и построить модульную программу?

3.      Pre- и Post-work – как организовать работу участников?

4.      Онлайн тренинг. Методология, инструменты работы

5.      Секрет работы с ТОПами

Вопрос: А что будет в финале программы?

Мария Работнова: Финал – это целое событие! Это сертификация и командная защита проектов тренингов. Мы приглашаем на сертификацию HR и T&D сообществ из разных компаний для качественной обратной связи. По итогам сертификации все получают сертификат Professional Trainer CBSD.

Вопрос: Маша, мы говорим, что в тренинге очень много практики. Дай мне какой-нибудь пример?

Мария Работнова: Конечно. Например, мы будем играть в игры компании RSVP design (Великобритания) и генерить «сухие остатки», конструировать тренинговые активности, работать с проектами тренингов для сертификации уже на 1 очном модуле..

Вопрос: А какие еще интересные «фишки» есть в программе?

Мария Работнова: Фишка про групповую динамику. Часто участники приходят на тренинг настороженными или слегка расслабленными, не настроенными на работу. Задача тренера – максимально быстро создать конструктивную доверительную рабочую атмосферу и в первые полтора часа обучения дать участникам что-то полезное. Иначе у них будет разочарование или сопротивление.

Типичная ошибка начинающих тренеров – затянуть знакомство, когда каждый участник представляется и рассказывает о себе, что он ждет от тренинга. Если в группе 10-15 человек, это может занять час-полтора до первого перерыва, и тренер не успеет дать ничего по сути темы. Как сократить время без потери информации об участниках и их ожиданиях?

Один из способов – разделить группу на 3-4 команды, попросить их познакомиться и обсудить несколько вопросов, чтобы потом презентовать всем. Важно задать правильные вопросы для обсуждения. Например, "С какими сложностями вы сталкиваетесь?" и "Что вы хотите получить от тренинга?". Такой формат быстрее «размораживает» группу, значительно экономит время и позволяет тренеру еще до первого перерыва перейти к сути тренинга.

Вопрос: А клуб выпускников будет?

Мария Работнова: Да, конечно! Мы планируем создать международный клуб для выпускников, где можно будет задавать вопросы, получать советы и рекомендации. Это будет Alumni Club для провессиональных тренеров (мы еще думаем над названием этого клуба J ) В будущем планируем организовывать встречи клуба выпускников, где все будут делиться своими успехами и опытом.

Вопрос: Маша, а как вы поймёте, что ваша программа успешная? Вы как-то будете это измерять, кроме того, что участники скажут вам спасибо?

Мария Работнова: Успех можно измерить тем, что будут делать участники после обучения: как они будут проводить тренинги? Какая обратная связь будет от их участников?

Вопрос: Интересно, а есть какие-то конкретные примеры?

Мария Работнова: Да, конечно. По предыдущему потоку можно сказать, что 30% участников стали проводить больше программ, их стали чаще приглашать для проведения тренингов. Одна участница провела тренинг по продажам для всей сейлзовой команды в своей компании. Несколько участников вошли в состав федеральной программы развития женского предпринимательства в Узбекистане. Они ездили по разным городам и учили женщин-предпринимателей навыкам презентации, коммуникации и продвижения своих идей.

Вопрос: Маша, что делает программу уникальной?

Мария Работнова: В ней много уникального

она создана на основе лучших международных практик от партнеров CBSD – Blanchard, ATD, Eagle's flight, Mojo Moments. Вы узнаете современные методы и сможете их применять..

  • ее ведут 8 тренеров-экспертов CBSD, имеющих международные сертификации ICF, Thomas International (DISC), ATD, AIM, AMA и др. У всех тренеров свой стиль. Вы сможете увидеть разные и найти свой.

  • подготовка к сертификации проходит в команде из 3-5 человек в сопровождении ментора, что гарантирует групповой обмен идеями и помогает удачно защитить проект

  • в результате программы каждый участник получит портфолио, состоящее из 2-3 готовых к проведению тренингов

Вопрос: Это впечатляет.

Вопрос: Последний вопрос. Какие личные качества делают тренера эффективным?

Мария Работнова: Первое – это экспертиза. Знание темы, по которой человек ведёт тренинг. У тренера должен быть багаж примеров, он должен хорошо знать и понимать модели, которые он даёт на тренинге.

Умение объяснять сложные вещи простыми словами и добавлять жизненные истории, сторителлинг, чтобы теория была сопряжена с практикой.

Второе – это любопытство и интерес к людям. Тренеру важно быть внимательным к участникам, их проблемам, потребностям

Третье – это любопытство по жизни. Когда тренеру интересны многие вещи, он развивает свою насмотренность, готов пробовать новое.

Я бы добавила ещё 2 важных качества – это гибкость и способность адаптироваться к разным ситуациям. Тренер должен уметь подстраиваться под аудиторию, изменять программу в зависимости от потребностей группы. И, конечно, харизма и умение держать внимание аудитории.

Другие статьи

10.06.2025

Тренды 2025 в области совокупного поощрения

WaW опросил 250 C&B специалистов во всем мире и составил рейтинг приоритетов в области совокупного поощрения на 2025 год
06.06.2025

Материалы с конференции АТД25

Мы собрали для вас подборку самых ценных идей, подходов и инструментов, о которых говорили на конференции АТД25
22.05.2025

Неверная постановка целей может привести к потере времени и ценных сотрудников

Проверьте с помощью нашего учебного кейса, не упускаете ли вы важных деталей при постановке целей
20.05.2025

Обеспечение роста через обсуждение провалов

Выступление на ATD25 Эми Эдмонсон
07.05.2025

5 важных принципов постановки целей и задач сотрудникам

В этой статье начнем разговор о 5 важных принципах постановки целей и задач сотрудникам и остановимся на 3 правилах выбора верных слов при формулировании цели
23.04.2025

9 способов выбрать тему проекта в лидерской программе обучения

Расскажем, как найти тему для проекта, которая будет вдохновлять и мотивировать
21.04.2025

5 пороков команды

Рассмотрим каждый из этих пороков, их проявления в реальных командах и, что более важно, способы, с помощью которых лидер может эффективно устранить эти проблемы.
17.04.2025

Понимать коллаборацию правильно… или нет?

В этой статье мы разберемся, как правильно понимать и внедрять коллаборацию внутри компании
24.03.2025

Онлайн-обучение: встроить нельзя игнорировать. Где ставить запятую?

Мы собрали 8 ключевых советов, которые помогут вам сделать онлайн-обучение не просто формальностью, а действительно работающим инструментом

14.03.2025

Как стать эффективным тренером: подходы, вызовы и вдохновение

Виктор Шеффер, тренер-эксперт CBSD рассказывает о том, что делает его работу вдохновляющей и результативной
26.02.2025

Как дизайн-мышление меняет подход к HR-инициативам

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказала, как HR-профессионалам применять дизайн-мышление на практике. 
19.02.2025

HR-перезагрузка: Stop – Start – Continue. Три шага в будущее

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказывает о методике Stop – Start – Continue и как ее можно использовать в стратегическом управлении и HR-консалтинге.
10.02.2025

Как сделать бизнес-тренинг живым и запоминающимся

Сергей Ясаков рассказывает о силе вопросов, ярких примерах, репетициях, мотивации и постоянном развитии
05.02.2025

Модели управления изменениями, которые используют Tesla, Google и Microsoft

Популярные концепции, которые помогают организациям во всем мире преодолеть источники сопротивления и добиваться ощутимых результатов от изменений
03.02.2025

Как сделать тренинги эффективными и увлекательными

Юлия Яковлева, старший бизнес-тренер CBSD, делится своими профессиональными приемами, которые помогают создавать эффективные и увлекательные тренинги
30.01.2025

HR/L&D тренды 2025

Представляем вашему вниманию шестой ежегодный отчет Blanchard о трендах в HR/L&D
19.11.2024

От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard

Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!

18.11.2024

Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов

Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой

13.11.2024

Исследование вызовов, стоящих перед руководителями

Делимся результатами опроса компании The Ken Blanchard Companies® более 800 менеджеров о том, с какими проблемами сталкиваются менеджеры, и как они с ними справляются. 
07.11.2024

7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса

Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой, руководителя направления Digital и эксперта в разработке цифровых образовательных проектов CBSD
Наш веб-сайт использует Cookies для улучшения работоспособности веб-сайта, анализа использования данных сайта. Продолжая работу на веб-сайте, Вы даете свое согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой сайта в отношении персональных данных, опубликованной на нашем веб-сайте. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.