Обеспечение роста через обсуждение провалов

«Обеспечение роста через обсуждение провалов: стратегия достижения в условиях ошибок и неуверенности»
Эми Эдмондсон, известный эксперт по поведению, лидерству и менеджменту, профессор в Гарвардской школе бизнеса. Она — одна из самых влиятельных мыслителей в области менеджмента нашего времени. Она дважды занимала первое место в рейтинге Thinkers50, глобальном списке мыслителей в сфере управления. В 2019 году она получила награду Breakthrough Idea Award, а в 2017 году — Talent Award от этой же организации.
Мы живем в меняющемся мире. Организации, которые преуспевают, — это те, кто учится. Они внедряют инновации. И хотите вы этого или нет, инновации сопровождаются неудачами. Я изучаю ошибки почти 30 лет. И пришла к выводу, подождите немного... Ошибка — это часть жизни. Более того, она часть жизни организации. Она необходима для процветания в условиях неопределенности. Но ошибки — не так просты, как кажется. На самом деле наша интуиция по поводу ошибок нас подводит. И с чего начать? Давайте начнем с науки.
Большинство из нас знакомы с понятием ДНК. Наверное, очень немногие из присутствующих в этой комнате работают с этими 20 химическими элементами в повседневной жизни. Но именно этим занимается Дженнифер Химстра, с которой я имела честь взять интервью для книги. Дженнифер — профессор химии в Университете Эмори, лидер в своей области и успешный исследователь. Значит ли это, что всё, за что она берется, обязательно получается? Конечно, нет. На самом деле, она оценивает, что 9 из 10 экспериментов в её лаборатории заканчиваются неудачей. Она говорит молодым сотрудникам: «Мы будем терпеть неудачи». Она права. Я считаю, что руководители науки должны нормализовать ошибки. И, кстати, кто обычно идет работать в научную лабораторию? Правильно, это отличники, которые никогда в жизни не терпели неудач. Поэтому им нужно «детоксифицировать» ошибку, иначе они не станут хорошими учеными. Дженнифер — заметный лидер в том, что я называю «кризисом отношения к ошибкам». В Кремниевой долине, например, очень много говорят об ошибках. И, думаю, по её улыбке видно, что ей это необходимо.
Но вот в чем проблема. В глубине души мы знаем — ошибки — это плохо. Мы начинаем понимать это еще в начальной школе. У нас возникает спонтанное отторжение к ошибкам, особенно своим. Мы хотим выглядеть хорошо, а не плохо. Мы хотим быть правыми, а не ошибаться. И слишком часто организации усиливают это ощущение. Позвольте рассказать историю.
Несколько лет назад я встречалась с топ-менеджерами крупной финансовой компании. Они сказали: «Эми, мы знаем вашу работу, нам она нравится, но... Сейчас, учитывая неопределенность и вызовы, нам важно, чтобы всё прошло хорошо». Я понимаю их, честно. И возникает искушение, особенно в кризисные времена, удвоить требования к безупречности, объявить ошибки табу — открыто или неявно. Но проблема в том, что в сложные времена ошибки происходят чаще, чем когда-либо, и именно тогда мы больше всего нуждаемся в инновациях.
Что же ожидать, если вы объявите ошибки вне закона? Совершенства? Нет. Вы не должны этого ожидать. И с этим надо разобраться.
Итак, этим лидерам нужно было понять: да, есть ошибки, которых мы должны стараться избегать, но есть и такие, которые нам необходимо принять и использовать для обучения.
Давайте разберёмся. Можно выделить две основные культуры — или даже три, если считать переходные стадии. Но правильный вопрос не «что верно, а что нет?», а «как нам изменить мышление, чтобы быть эффективнее в мире неопределённости?»
Позвольте привести пример того, как можно изменить мышление. У всех нас есть то, что я называю «взятой как должное» ментальной моделью — причинно-следственными связями, которые формируют наше понимание мира и поведения других людей.
Большинство из нас выросли с идеей: если ты много работаешь — ты добьёшься успеха, если нет — потерпишь неудачу. Часто это правда. Но есть и обратное: бывают случаи, когда ты много работаешь и всё равно терпишь неудачу (спросите Дженнифер Химстру), и бывают случаи, когда ты почти ничего не делаешь, а удача приносит успех.
Я не утверждаю, что связи между усилиями и успехом нет — конечно, есть. Но она далеко не совершенна. И когда вы или ваши коллеги говорят «выполнить план», вы попадаете в ловушку — ловушку упрощённого понимания.
Контекст очень важен, и именно через понимание контекста мы можем решить проблему, о которой говорили с финансовыми топами.
Я разбиваю рабочие среды на три типа контекста:
- Последовательный (consistent) — здесь у нас зрелые знания о том, как достигать результатов, и высокая предсказуемость (например, завод по производству автомобилей).
- Переменный (variable) — здесь знания зрелы, но обстоятельства могут меняться (например, лечение пациентов, где каждый случай уникален).
- Новый (novel) — здесь мы ещё не знаем, как достигать желаемого результата (например, поиск лекарства от новой болезни).
По мере движения вправо растёт неопределённость. И с ростом неопределённости растёт важность психологической безопасности — способности говорить открыто и делиться опасениями.
Что ещё растёт? Ошибки. В лаборатории Дженнифер Химстры неудача происходит 9 из 10 раз.
Вот важный вопрос: а ошибки (mistakes) тоже растут? Могло бы показаться, что да. Но нет.
Ошибка — это непреднамеренное отклонение от существующих знаний или правил. Ошибки возможны только в знакомой среде, где есть правила и процедуры. А ошибка — это результат, который отклоняется от нормы. А провал (failure) бывает трёх типов — базовый, сложный и интеллектуальный, как мы уже говорили.
Первый тип ошибки — базовый провал. Я иллюстрировала его историей из 2020 года, когда сотрудник Citibank по ошибке перевёл 900 миллионов долларов не той группе кредиторов, поставив галочку не в том поле онлайн-формы. Это определённо ошибка — неправильное действие в знакомой ситуации. Был правильный способ сделать это, который не был соблюдён. Судебное решение, известное как «правило нашёл — твое» (Finders Keepers), позволило банку не возвращать эти деньги.
Я использую эту историю, чтобы показать: базовый не значит маленький, а значит простой. Существует одна причина, которую можно часто — но не всегда — идентифицировать, обычно это человеческая ошибка, и она происходит в знакомой области.
Далее сложные провалы. Я начала главу о сложных ошибках с жуткой истории. В 1967 году нефтяной танкер Torrey Canyon на полной скорости врезался в риф у юго-западного побережья Британии, повредив 14 танков и пролив 13 миллионов галлонов сырой нефти в море — это до сих пор крупнейшее разлив нефти в Великобритании.
Что стало причиной? Давайте посмотрим:
- Время и давление — капитан торопился попасть в порт вовремя.
- Течение океана слегка сбило курс.
- Первый помощник изменил курс без разрешения.
- Появились внезапно два лодочных судна из тумана.
- Маленькая механическая проблема с рулевым колесом снизила эффективность управления.
Как сказал капитан Руди Джулиани на судебном процессе, множество мелких проблем сложились в одну катастрофу — это отличное определение сложной ошибки. Это «идеальная буря» — множество факторов, каждый из которых отдельно не вызвал бы катастрофы.
Теперь интеллектуальные ошибки. Пример — компания Eli Lilly с перспективным противораковым препаратом Alimta. Он успешно прошёл испытания безопасности и перешёл к третьей фазе — проверке эффективности. Это новое и рискованное поле. Препарат показал неожиданные результаты — не всем пациентам помог. Это пример интеллектуальной ошибки — обдуманный шаг в неизвестность. Такие ошибки необходимы для науки и инноваций.
Как сказал Эдисон: «Я не потерпел неудачу 10 000 раз, я нашёл 10 000 способов, которые не работают».
Важно помнить, что интеллектуальные ошибки — это ошибки в настоящей новой сфере, которые нельзя предотвратить. Они происходят, когда мы пробуем что-то действительно новое, движемся в неизведанном направлении.
Но есть правила, которые помогают отличить интеллектуальные ошибки от просто провалов:
- Это действительно новая территория. Если кто-то мог бы помочь с решением — обратитесь к нему, не изобретайте велосипед.
- Ошибка происходит в стремлении достичь важной цели.
- Решение принимается на основе гипотезы — вы тщательно подготовились и сделали домашнюю работу.
- Эксперимент ограничен по масштабам — он не должен приводить к катастрофическим последствиям.
Например, испытания препарата Eli Lilly были именно таким экспериментом: достаточно крупным, чтобы статистически оценить эффект, но ограниченным по масштабу, чтобы минимизировать риски.
Очень важно не просто допускать интеллектуальные ошибки, а обязательно извлекать из них уроки, делиться ими и применять в дальнейшем.
Томас Эдисон, один из самых известных изобретателей, прекрасно понимал, что правильная ошибка — это не провал, а необходимая ступенька к успеху. Многие учёные и новаторы разделяют это понимание. Но для большинства из нас требуется изменить своё мышление, чтобы быть эффективнее в мире, который быстро меняется.
Самая высокая доля интеллектуальных ошибок приходится на инновации. Позвольте привести пример из инновационной сферы.
Когда в 90-х появилась возможность доступа к высокоскоростному интернету, одна организация, которая была отлична в обслуживании клиентов и имела высокие оценки, решила внедрить новый продукт — высокоскоростной доступ в пригороде. Пилотный проект был очень успешен.
Но затем решили масштабировать запуск на крупный город — и случился провал: 80% обязательств не были выполнены, 15 тысяч заказов не были обработаны, 500 клиентов оказались на линии ожидания, удовлетворённость клиентов снизилась с высоких 90% до 13,3%. Параллельно шла крупная маркетинговая кампания.
Это — плохой пример «правильной ошибки». Ошибка была слишком дорогой и разрушительной.
Почему так произошло? Пилотный проект был успешен, но он не отражал реальных условий масштабного запуска. Пилоты должны быть спроектированы так, чтобы выявлять ошибки, а не демонстрировать успех.
Для эффективного пилота нужно ответить на вопросы:
- Тестируется ли пилот в реальных условиях или он «настроен» на успех?
- Цель — учиться или просто показать руководству хорошие результаты?
- Не связано ли участие в пилоте с оценкой эффективности или вознаграждением?
- Были ли внесены изменения после анализа результатов?
Если ответ на последние вопросы — «нет», значит вы не извлекли уроков.
Запуск провалился из-за того, что организация не использовала уроки пилота — он был слишком удачным и не выявил слабые места.
Именно поэтому пилоты должны быть маленькими, способными терпеть небольшие неудачи без катастрофы, чтобы к моменту масштабного запуска всё работало без сбоев.
Единственный способ продвигаться вперёд — это «пробовать и ошибаться» (trial and failure), а не «пробовать и делать ошибки» (trial and error). Ошибка — это отклонение от известного, а в новой сфере мы просто исследуем, что сработает.
Из трёх типов ошибок — базовых, сложных и интеллектуальных — только интеллектуальные нельзя полностью предотвратить. Даже самый умный учёный в своей области столкнётся с множеством интеллектуальных ошибок. Но при этом они избегаемы — если к ним правильно относиться.
Вот забавная мысль от талантливого художника Роберта Ферраро:
«Это не промах в центр мишени, а ошибка, оставленная на стене дартса».
Элеонор Рузвельт советовала:
«Делай что-то новое каждый день».
Я стараюсь следовать этому совету, и у меня получается чаще, чем нет.
Это требует от нас, как от отдельных людей, изменения мышления, чтобы быть эффективнее в неопределённом мире. Нужно перепрограммировать себя и по-новому взглянуть на понятие совершенства.
Совершенство — это прежде всего усердная работа по предотвращению базовых ошибок:
- обучение,
- внедрение систем, исключающих ошибки,
- способность говорить, когда замечаешь проблему.
Далее — предвидение и предотвращение большинства сложных ошибок. И, наконец, создание и принятие интеллектуальных ошибок в новых сферах.
Симона Байлз знает: совершенство — не значит быть безупречным, а значит понимать, что ошибки — часть работы в системе. И задача — вовремя замечать и исправлять ошибки на всех этапах.
И всё это требует психологической безопасности — уверенности в том, что можно открыто говорить о своих идеях, вопросах, опасениях и даже ошибках.
Психологическая безопасность — это не про «быть милым» или «чувствовать себя комфортно». Учиться — это сложно и порой дискомфортно, особенно в мире, полном неопределённости. Но учиться в такой атмосфере можно и нужно.
Это не про снижение стандартов. Лидер должен создавать атмосферу, где одновременно поддерживается высокий уровень требований и обеспечивается безопасность для выражения мнений и ошибок.
Если этого не делать — возникает зона апатии, где люди перестают стараться и остаются на месте.
Часто встречается другая крайность — зона тревоги. Особенно в здравоохранении, где люди глубоко заботятся о пациенте, но боятся просить помощи, говорить о ошибках из-за страха последствий.
Мы хотим быть в зоне обучения — это место, где есть мотивация, обязательства, чувство цели и уверенность в безопасности высказывания идей, вопросов и даже несогласия.
Как же создать эту зону обучения? Вот три простых типа действий, которые, хотя и не просты в исполнении, но осуществимы:
- Создавайте вдохновляющую цель — формулируйте значимую миссию, которая будет мотивировать.
- Обращайте внимание на контекст — напоминать о степени неопределённости и важности задачи.
- Приглашайте к исследованию и экспериментам — задавайте хорошие вопросы, стимулируйте открытый диалог.
Что такое хороший вопрос? Это вопрос, который касается важных тем, даёт пространство для размышлений, не предполагает простого «да» или «нет», не направляет собеседника, а расширяет горизонты. Примеры:
- «Что мы упускаем из виду?»
- «Какие есть альтернативы?»
- «Что думают конкуренты?»
- «Кто может смотреть на проблему с другой стороны?»
Часто я вижу, что после обсуждения важного вопроса в команде звучит фраза: «Есть ли у кого другое мнение?» — и тишина. Это показатель того, что барьер для высказывания альтернативных взглядов очень высок.
Далее — углубляющие вопросы, которые помогают лучше понять логику и сомнения коллег:
«Почему вы так думаете?», «Какие у вас опасения?», «Как это может работать на практике?» — и даже «Можете объяснить, что вы имели в виду?»
Такие вопросы — бесплатные и мощные инструменты для стимулирования мышления.
Интеллектуальная ошибка — это ошибка, которая происходит после того, как мы проделали домашнюю работу, сделали обоснованные предположения и тщательно спланировали эксперимент. Это умный риск.
Чтобы управлять такими рисками, используйте «четыре с половиной критерия»:
- Это действительно новая и неизведанная область.
- Эксперимент направлен на достижение конкретной цели.
- Вы провели подготовку и исследование.
- Масштаб эксперимента достаточно мал, чтобы минимизировать ущерб.
- И, наконец, обязательно планируйте, как вы будете анализировать результаты и учиться.
Как часто вы создаёте пространство для исследования в своей команде? Насколько вы цените вопросы и исследования так же, как и выполнение задач? И самое главное — как быстро и позитивно вы реагируете на плохие новости и ошибки?
Нужно не только принимать ошибки, но и активно их поощрять. В США практикуются даже «вечеринки по ошибкам» — неформальные собрания, где обсуждают провалы, делятся уроками и отмечают усилия.
Одним из примеров такой практики стала компания Eli Lilly, где в 90-х годах начали устраивать такие вечеринки, чтобы:
- Признать и отпраздновать упорный труд команды,
- Повысить вероятность обмена знаниями о неудачах,
- Уменьшить временной промежуток между ошибкой и её разбором, что экономит ресурсы компании.
Итак, рецепт успеха в условиях неопределённости звучит так:
· Ставьте высокие цели. Нацеливайтесь на амбициозные задачи — будь то 100% безопасность пациентов, революционные инновационные продукты или освоение нового рынка.
· Формируйте команду. Собирайте вместе людей с разными взглядами, опытом и знаниями, которые помогут вам работать в новых, неизведанных условиях.
· Терпите ошибки. Принимайте, что на пути к успеху неизбежны интеллектуальные ошибки — осознанные и продуманные эксперименты в новых областях.
· Учитесь быстро. Извлекайте уроки из каждого шага, будь то успех или ошибка, чтобы быстрее двигаться вперёд.
· Повторяйте цикл. Этот процесс — бесконечный цикл обучения, проб и ошибок, который позволяет организациям адаптироваться и развиваться в постоянно меняющемся мире.
И главный вопрос, который Эми оставляет нам на размышление:
Как нам изменить своё мышление и внедрить эти принципы в повседневную практику, чтобы наши команды и организации могли процветать в мире неопределённости?
Другие статьи
Тренды 2025 в области совокупного поощрения
Материалы с конференции АТД25
Неверная постановка целей может привести к потере времени и ценных сотрудников
5 важных принципов постановки целей и задач сотрудникам
9 способов выбрать тему проекта в лидерской программе обучения
5 пороков команды
Понимать коллаборацию правильно… или нет?
Онлайн-обучение: встроить нельзя игнорировать. Где ставить запятую?
Мы собрали 8 ключевых советов, которые помогут вам сделать онлайн-обучение не просто формальностью, а действительно работающим инструментом
Как стать эффективным тренером: подходы, вызовы и вдохновение
Как дизайн-мышление меняет подход к HR-инициативам
HR-перезагрузка: Stop – Start – Continue. Три шага в будущее
Как сделать бизнес-тренинг живым и запоминающимся
Модели управления изменениями, которые используют Tesla, Google и Microsoft
Как сделать тренинги эффективными и увлекательными
HR/L&D тренды 2025
От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard
Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!
Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов
Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой