Командные сессии

Секреты успешной командной сессии для HR: когда, с кем и как

·        Как HR понять необходимость провести командную сессию?

·        Кто и какие роли «играет»?

·        Как НЕ сделать сессию «партийно-выборным» совещанием

У нас в гостях Светлана Олифер, фасилитатор командных и стратегических сессий CBSD. Обсудим с ней эти и другие вопросы

Вопрос: Света, привет! В последнее время все больше компаний обращается в CBSD c просьбой организовать, и провести командные сессии для HR. Расскажи пожалуйста, c какими именно просьбами к тебе приходят клиенты?

Светлана: Привет! Да, ты права, только за 2022 год мы с СBSD провели 66 командных сессий в ведущих российских компаниях. Тип сессии напрямую зависит от задач, которые мы решаем. Я бы разделила такие сессии на 4 категории.

1)      Во-первых, HR-сессия нужна, когда в команду приходит новый HR-директор или приходят новые руководители направлений. И тогда нам нужно договориться о форматах работы, провести анализ, например, проделанной работы и договориться о правилах коммуникации.

2)      Второй случай, HR-сессия нужна, когда стоит задача командообразования. Даже если команда работает достаточно давно, тем не менее нужно выровняться в понимании того, кто за какие зоны отвечает, какие есть победы и достижения у команды, какие ключевые зоны роста и какие планы соответственно по коррекции этих зон роста. И на фоне этого развивается не только часть про профессиональное доверие, но и про личное доверие.

3)      Третий случай — это HR-сессии регулярного планирования, то есть, когда это уже входит в нашу рабочую практику и рутину, когда мы раз в год обсуждаем задачи и планируем их на следующий период.

4)      Четвертый случай – когда в компании происходят какие-то резкие изменения, с которыми мы сталкивались в последние 3 года очень часто; когда надо принимать много решений, и нам нужно их гармонизировать или взаимоувязать. Например, как решения кадровой службы будут влиять на решения функции обучения и развития.

Такие четыре направления

Вопрос: Расскажи пожалуйста, есть ли какая-то разница между HR-сессией или, например, сессией другой функции? В чем специфика именно HR-сессии?

Светлана: Я бы сказала, что в HR-сессиях больший упор идет на глубину работы с каждым из направлений в разрезе HR-цикла. В маркетинге мы будем работать, например, с digital, PR-ом, с другими направлениями, так и в HR есть определенная фокусировка, то есть мы, например, за основу берем жизненный цикл сотрудников компании и в разрезе каждого из направлений (эмплоер-бренда, рекрутинга, адаптации, работы с вовлеченностью, совокупного поощрения, функция работы с увольняющимися, обучение/развитие) мы выстраиваем сессию вокруг этих направлений. Также как и в любой другой сессии может быть своя специфика, может быть поставлен проблематизирующий вопрос, поэтому я бы не сказала, что HR-сессия прямо драматически отличается от остального, скорее есть внутрифункциональная специфика, связанная с тем пулом задач, которые решает команда.

Вопрос: Понятно. А расскажи, исходя их твоего опыта, кто должен присутствовать на сессии и в какой роли?

Светлана: Как показывает мой опыт, есть 4 основные роли, которые обязательно должны быть «сыграны» во время сессии

1)      Роль Заказчика очень важна. Когда мы говорим, что HR-директор выступает в качестве такого заказчика – важно обеспечить его присутствие внутри сессии. Я всегда, например, настаиваю на том, что на сессии не должно быть наблюдателей. Даже если HR-директор, например, только пришел в команду и хочет посмотреть, как команда работает, я всегда настаиваю, чтобы HR-директор работал в контуре внутри команд, и мы даже проводим отдельный брифинг о том, как эту роль наиболее качественно реализовать. Если это очень экстравертированный HR-директор, то я всегда рекомендую насильно стараться больше слушать, чем говорить, не критиковать те идеи, которые предлагает команда, только точечно предлагать свои идеи и выслушивать искреннее мнение команды к тому, какие идеи предлагает руководитель.

2)      Роль Фасилитатора. Фасилитатор HR-сессии должен не только обладать общей компетенцией организовать процесс групповой работы. Очень желательно, чтобы он понимал особенности HR-процессов. Именно это позволяет делать дизайн сессии более глубоким и решающим проблему клиента. Например, когда мы сталкиваемся с той или иной задачей, фасилитатор сможет задавать более точные, проблматизирующие вопросы, которые приводят к результату. К примеру - когда одной из задач ставится планирование и развитие эмплоер-бренда, профессиональный HR-консультант, который занимается организацией и проведением этой сессии, может в процессе подготовки задать уточняющие вопросы: «Как это выглядит с точки зрения внутреннего и внешнего бренда?», «Как у вас сейчас выстроены процессы?», «Настолько то обещание, которое у вас сформулировано, соответствует реальности?». И таким образом появляются дополнительные вопросы-крючки, которые нужно проработать до сессии для того, чтобы на самой сессии работать в глубину.

3)      Роль Экспертов. Мы часто работаем с экспертами по направлениям, когда они готовят выступление, проблематизирующее или раскрывающее суть какой-то темы, потому что это может быть для ряда клиентских запросов очень важно. Когда мы говорим «мы хотим подвести итоги прошлого года», для этого руководители направлений показывают короткую отчетную презентацию. С этим есть такой момент, что часто, когда к презентации спикеров не готовят, они становятся партийно-выбранным совещанием, они становятся очень затянутые, длинные. На мой взгляд, из практики последних 10-15 сессий, которые я проводила, это такие короткие а-ля полу-тет форматы, в 10 минут уложить все выступление.

4)      И не забываем про Участников! Это большая часть нашей сессии, и здесь есть несколько аспектов как работать с этой ролью. На мой взгляд, подготовка тоже очень важна, и предварительная коммуникация, в том числе вовлечение в то, что будет происходить на сессии, может, предварительные встречи и пояснение целей и задач сессии, особенно, если мы говорим про высокозанятые команды с высоким объемом задач. Кто эту коммуникацию может делать? Конечно, руководитель. Очно или дистанционно, с использованием видео-формата рассказывать о том, зачем эта сессия, какие её цели, почему мы должны инвестировать столько времени, каких результатов мы ждем, как мы будем дальше с этим работать. Тоже важно дать возможность людям задать вопросы и дать им ответы. Мы можем попросить участников что-то подготовить, какое-нибудь задание, но важно, чтобы эта подготовка не была критически большой, и чтобы участники могли справиться с этим.

Вопрос: Светлана, мы часто слышим от клиентов о том, как хорошо прошла сессия. Поделись секретом, что помогает сделать сессию полезной и практичной?

Светлана: 3П секрета успеха: подготовка, подготовка и еще раз подготовка! Я с клиентами всегда прорабатываю вопрос того, что все, что происходит на сессии, должно быть на 80% подготовлено до неё. Часто, когда к презентации спикеров не готовят, они становятся «партийно-выборным» совещанием, становятся очень затянутые, длинные. На мой взгляд, из практики последних 10-15 сессий, которые я проводила, хорошо работают короткие а-ля полу-тет форматы - в 10 минут уложить все выступление.

Поэтому, когда мы формируем стоимость предложения, мы всегда закладываем большую подготовительную часть, потому что там много работы с экспертами по подготовке их к выступлениям.

Вопрос: Света, спасибо за то, что поделилась секретами и лайфхаками. А про то, какова роль фасилитатора в командной сессии, мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует…

 

Другие статьи

27.02.2024

Вебинар "HR и L&D Тренды 2024"

Компания Blanchard подвела итоги очередного глобального исследования: чего ждут от 2024 специалисты HR и L&D по всему миру (спойлер: наступивший год видится коллегам из нашей индустрии очень непростым).

В исследовании приняли участие более 1 000 профессионалов из 80 стран — представители разных отраслей и бизнесов. На основе ответов участников эксперты Blanchard подготовили отчет об ожидаемых HR- и L&D-трендах: к каким вызовам отрасль готовится и как планирует достигать результатов.
21.02.2024

HR/L&D тренды 2024. Исследование

Как выбрать верный курс и продолжать
движение в рабочей среде с высокими
ожиданиями
20.12.2023

Уроки мотивации на примере неожиданной дружбы Маслоу и Франкла

Мы привыкли, что есть разные теории мотивации, каждую из которых мы рассматриваем по отдельности. Однако авторы некоторых совершенно непохожих друг на друга моделей не просто дружили, но и в постоянном диалоге дорабатывали свои идеи. Почитайте статью о том, как дружба с Виктором Франклом повлияла на взгляды Абрахама Маслоу — автора известной пирамиды потребностей.
05.09.2023

Советы руководителям, начинающим применять коучинговые методы. Часть 3

Нужно ли иметь психологическое образование, чтобы стать коучем;
Как проходит обучение коучинговым методам;
Какие проблемы помогает решить данное обучение;
Какую поддержку получают участники тренинга;
05.09.2023

Технологии коучинга: как? Примеры коучинговых вопросов. Часть 2

Каков алгоритм коучинговой беседы: с чего начать, чем закончить;
Как создавать атмосферу доверия в коучинге;
Могут ли шаблонные вопросы навредить;
Достаточно ли выучить несколько вопросов, чтобы быть успешным коучем?
05.09.2023

Коучинг от А до Я. Часть 1

Что такое коучинг, и как он помогает руководителям;
Какими компетенциями должен обладать коуч;
Перспективы коучинга среди нового поколения, таких как Миллениалы и Поколение Z;
04.05.2023

Роль фасилитатора в командной сессии

Может ли фасилитатор быть коучем?
Когда можно использовать внутреннего фасилитатора?
В чем преимущества внешнего фасилитатора?
04.05.2023

7 ошибок при проведении командной сессии и как их избежать

Почему не всегда надо следовать сценарию сессии?
Почему не надо смешивать фасилатационную сессию и ассессмент?
Почему нельзя проводить сессию без подготовки?
23.03.2023

Командные сессии

Секреты успешной командной сессии для HR: когда, с кем и как
08.09.2022

Как взбодрить мозг за 4 минуты. Советы эксперта

6 ПРОСТЫХ ШАГОВ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ!

>>> ТЕКСТ
30.08.2022

4 уровня оценки эффективности обучения

ВИДЕО >>>

Светлана Олифер, эксперт по развитию талантов, рассказывает про модель Киркпатрика  и разбирает, какие поведенчиские индикаторы помогают нам оценить эффективность обучающих программ.
24.08.2022

Справляемся c усталостью мозга

>>> ВИДЕО

Эксперт по нейрокоучингу Ольга Ильина рассказывает о 4 причинах усталости мозга.
12.07.2022

Юлия Левина: Как перестать быть начинающим руководителем

Какие навыки важны для начинающего менеджера?
Как перестроить образ мышления после долгожданного повышения?

11.07.2022

Ольга Ильина: о нейронных связях и многозадачности

Многозадачность может старить мозг. 

Ольга Ильина рассказывает, как мозг работает в режиме многозадачности. 

22.05.2021

Как CusDev помогает остановить игру в «испорченный телефон» при разработке образовательных продуктов?

Постпандемическое смещение фокуса на рынке корпоративных образовательных решений: глубокое исследование потребностей бизнеса — основа для разработки программ.
15.04.2021

На старте полезнее учиться руководить кем-нибудь знакомым. Например, собой...

Программа «Руководство собой» от CBSD Thunderbird и The Ken Blanchard Companies позволяет задуматься о подходах к развитию проактивности у нового поколения сотрудников.
16.11.2020

Персонализация в обучении на практике: как глобальные вызовы формируют новые тренды отрасли

С уверенностью можно сказать, что 2020-й год точно стал временем переоценок. Проверку на прочность проходят личные и бизнес-стратегии, ценность навыков, востребованность того, что мы предлагаем другим.
06.10.2020

Коучинговые инструменты в работе руководителя с сотрудниками

Юля Яковлева, старший тренер-консультант CBSD, в своей статье рассуждает о том, как руководитель может повысить вовлеченность своих сотрудников, используя коучинговые инструменты.
15.09.2020

Как бизнесу поддержать людей – кроме лозунга «Все будет хорошо», в который никто не верит?

Интервью с Ольгой Ильиной, экспертом по нейрокоучингу, спикером HR trends 2020