Командные сессии

Секреты успешной командной сессии для HR: когда, с кем и как

·        Как HR понять необходимость провести командную сессию?

·        Кто и какие роли «играет»?

·        Как НЕ сделать сессию «партийно-выборным» совещанием

У нас в гостях Светлана Олифер, фасилитатор командных и стратегических сессий CBSD. Обсудим с ней эти и другие вопросы

Вопрос: Света, привет! В последнее время все больше компаний обращается в CBSD c просьбой организовать, и провести командные сессии для HR. Расскажи пожалуйста, c какими именно просьбами к тебе приходят клиенты?

Светлана: Привет! Да, ты права, только за 2022 год мы с СBSD провели 66 командных сессий в ведущих российских компаниях. Тип сессии напрямую зависит от задач, которые мы решаем. Я бы разделила такие сессии на 4 категории.

1)      Во-первых, HR-сессия нужна, когда в команду приходит новый HR-директор или приходят новые руководители направлений. И тогда нам нужно договориться о форматах работы, провести анализ, например, проделанной работы и договориться о правилах коммуникации.

2)      Второй случай, HR-сессия нужна, когда стоит задача командообразования. Даже если команда работает достаточно давно, тем не менее нужно выровняться в понимании того, кто за какие зоны отвечает, какие есть победы и достижения у команды, какие ключевые зоны роста и какие планы соответственно по коррекции этих зон роста. И на фоне этого развивается не только часть про профессиональное доверие, но и про личное доверие.

3)      Третий случай — это HR-сессии регулярного планирования, то есть, когда это уже входит в нашу рабочую практику и рутину, когда мы раз в год обсуждаем задачи и планируем их на следующий период.

4)      Четвертый случай – когда в компании происходят какие-то резкие изменения, с которыми мы сталкивались в последние 3 года очень часто; когда надо принимать много решений, и нам нужно их гармонизировать или взаимоувязать. Например, как решения кадровой службы будут влиять на решения функции обучения и развития.

Такие четыре направления

Вопрос: Расскажи пожалуйста, есть ли какая-то разница между HR-сессией или, например, сессией другой функции? В чем специфика именно HR-сессии?

Светлана: Я бы сказала, что в HR-сессиях больший упор идет на глубину работы с каждым из направлений в разрезе HR-цикла. В маркетинге мы будем работать, например, с digital, PR-ом, с другими направлениями, так и в HR есть определенная фокусировка, то есть мы, например, за основу берем жизненный цикл сотрудников компании и в разрезе каждого из направлений (эмплоер-бренда, рекрутинга, адаптации, работы с вовлеченностью, совокупного поощрения, функция работы с увольняющимися, обучение/развитие) мы выстраиваем сессию вокруг этих направлений. Также как и в любой другой сессии может быть своя специфика, может быть поставлен проблематизирующий вопрос, поэтому я бы не сказала, что HR-сессия прямо драматически отличается от остального, скорее есть внутрифункциональная специфика, связанная с тем пулом задач, которые решает команда.

Вопрос: Понятно. А расскажи, исходя их твоего опыта, кто должен присутствовать на сессии и в какой роли?

Светлана: Как показывает мой опыт, есть 4 основные роли, которые обязательно должны быть «сыграны» во время сессии

1)      Роль Заказчика очень важна. Когда мы говорим, что HR-директор выступает в качестве такого заказчика – важно обеспечить его присутствие внутри сессии. Я всегда, например, настаиваю на том, что на сессии не должно быть наблюдателей. Даже если HR-директор, например, только пришел в команду и хочет посмотреть, как команда работает, я всегда настаиваю, чтобы HR-директор работал в контуре внутри команд, и мы даже проводим отдельный брифинг о том, как эту роль наиболее качественно реализовать. Если это очень экстравертированный HR-директор, то я всегда рекомендую насильно стараться больше слушать, чем говорить, не критиковать те идеи, которые предлагает команда, только точечно предлагать свои идеи и выслушивать искреннее мнение команды к тому, какие идеи предлагает руководитель.

2)      Роль Фасилитатора. Фасилитатор HR-сессии должен не только обладать общей компетенцией организовать процесс групповой работы. Очень желательно, чтобы он понимал особенности HR-процессов. Именно это позволяет делать дизайн сессии более глубоким и решающим проблему клиента. Например, когда мы сталкиваемся с той или иной задачей, фасилитатор сможет задавать более точные, проблматизирующие вопросы, которые приводят к результату. К примеру - когда одной из задач ставится планирование и развитие эмплоер-бренда, профессиональный HR-консультант, который занимается организацией и проведением этой сессии, может в процессе подготовки задать уточняющие вопросы: «Как это выглядит с точки зрения внутреннего и внешнего бренда?», «Как у вас сейчас выстроены процессы?», «Настолько то обещание, которое у вас сформулировано, соответствует реальности?». И таким образом появляются дополнительные вопросы-крючки, которые нужно проработать до сессии для того, чтобы на самой сессии работать в глубину.

3)      Роль Экспертов. Мы часто работаем с экспертами по направлениям, когда они готовят выступление, проблематизирующее или раскрывающее суть какой-то темы, потому что это может быть для ряда клиентских запросов очень важно. Когда мы говорим «мы хотим подвести итоги прошлого года», для этого руководители направлений показывают короткую отчетную презентацию. С этим есть такой момент, что часто, когда к презентации спикеров не готовят, они становятся партийно-выбранным совещанием, они становятся очень затянутые, длинные. На мой взгляд, из практики последних 10-15 сессий, которые я проводила, это такие короткие а-ля полу-тет форматы, в 10 минут уложить все выступление.

4)      И не забываем про Участников! Это большая часть нашей сессии, и здесь есть несколько аспектов как работать с этой ролью. На мой взгляд, подготовка тоже очень важна, и предварительная коммуникация, в том числе вовлечение в то, что будет происходить на сессии, может, предварительные встречи и пояснение целей и задач сессии, особенно, если мы говорим про высокозанятые команды с высоким объемом задач. Кто эту коммуникацию может делать? Конечно, руководитель. Очно или дистанционно, с использованием видео-формата рассказывать о том, зачем эта сессия, какие её цели, почему мы должны инвестировать столько времени, каких результатов мы ждем, как мы будем дальше с этим работать. Тоже важно дать возможность людям задать вопросы и дать им ответы. Мы можем попросить участников что-то подготовить, какое-нибудь задание, но важно, чтобы эта подготовка не была критически большой, и чтобы участники могли справиться с этим.

Вопрос: Светлана, мы часто слышим от клиентов о том, как хорошо прошла сессия. Поделись секретом, что помогает сделать сессию полезной и практичной?

Светлана: 3П секрета успеха: подготовка, подготовка и еще раз подготовка! Я с клиентами всегда прорабатываю вопрос того, что все, что происходит на сессии, должно быть на 80% подготовлено до неё. Часто, когда к презентации спикеров не готовят, они становятся «партийно-выборным» совещанием, становятся очень затянутые, длинные. На мой взгляд, из практики последних 10-15 сессий, которые я проводила, хорошо работают короткие а-ля полу-тет форматы - в 10 минут уложить все выступление.

Поэтому, когда мы формируем стоимость предложения, мы всегда закладываем большую подготовительную часть, потому что там много работы с экспертами по подготовке их к выступлениям.

Вопрос: Света, спасибо за то, что поделилась секретами и лайфхаками. А про то, какова роль фасилитатора в командной сессии, мы поговорим в следующий раз.

Продолжение следует…

 

Другие статьи

07.11.2024

7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса

Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой, руководителя направления Digital и эксперта в разработке цифровых образовательных проектов CBSD
17.10.2024

Как эффективно провести оценку обучения

Международное исследование
Проведено международным партнером CBSD – Ассоциацией по развитию талантов ATD (Association for Talent Development)
02.10.2024

Открытый вебинар «По итогам ежегодной конференции Worldatwork Total Rewards'24»

Запись вебинара «По итогам ежегодной конференции Worldatwork Total Rewards'24», на котором тренеры-эксперты CBSD Галина Нарушева и Татьяна Петренко поделились самыми интересными кейсами, темами и выводами от зарубежных C&B коллег по результатам ежегодной конференции Worldatwork Total Rewards 2024.
02.10.2024

Открытый вебинар «Финансы для HR»

Запись открытого вебинара «Финансы для HR», на котором тренеры-эксперты CBSD Елена Тютюнникова и Ольга Симакова презентовали программу одноименного тренинга и разобрали с участниками, зачем HR разбираться в финансах
20.09.2024

Создаем «голубой океан» в бизнесе: открываем суперсилы сотрудников

Игорь Корганов, эксперт CBSD, делится своим опытом, как использовать концепцию «голубого океана» применительно к сотрудникам и раскрыть их супер способности
18.09.2024

Этапы разработки онлайн-курса

В этой статье Людмила Крылова, руководитель ХИТ (Хаба информационных технологий в обучении) тренинговой компании CBSD рассказывает о поэтапном плане создания онлайн-курса, начиная от определения цели до окончательной оценки его эффективности. Людмила разработала более 250 онлайн-уроков, развивающих софт скиллс, для крупных российских компаний
23.08.2024

О международных конференциях и трендах

Игорь Корганов, директор по стратегии развития талантов в CBSD и бизнес-тренер с более чем 12-летним опытом, делится своим взглядом на роль международных конференций и то, какие тренды сейчас захватывают мировые рынки.
23.08.2024

Когда бизнес-обучение в радость

Когда бизнес-обучение в радость
23.08.2024

6 секретов успешного бизнес-тренинга

Успех тренинга зависит от хорошей методологии и качественного проведения. Если говорить о втором аспекте, то у каждого опытного тренера со временем появляются свои фишки и приемы, которые составляют его неповторимый стиль.
23.08.2024

Призвание - бизнес-тренер

Сейчас профессия тренера переживает новую волну популярности. О том, как меняется профессия и особенностях развития в этой профессии – мы поговорили с тренером-консультантом CBSD Андреем Крикуновым, методологом и ведущим курса Тренинг для Тренеров.
16.08.2024

Мифы и правда о постановке целей

«Мне кажется, что в моей команде нет ни одного человека, который точно знает, что он делает и зачем», — говорит президент всемирно известной компании по производству одежды. Он нанял меня, чтобы я помогла ему стать ролевой моделью в применении SLII.
16.08.2024

Лидерство в новой нормальности

В конце 2019 глобальное исследование рабочих мест, проведенное IWG с участием более 15 000 работников, показало, что более двух третей специалистов во всем мире работают удаленно как минимум один день в неделю, при этом 53 процента работают удаленно как минимум половину недели.
14.08.2024

Профессия – бизнес-тренер. Сложные ситуации в работе

13 августа состоялся вебинар "Профессия – бизнес-тренер. Сложные ситуации в работе". Спасибо всем, кто присоединился и активно участвовал в обсуждении непростых кейсов и стратегий их решения. Это была по-настоящему вдохновляющая встреча, наполненная ценными инсайтами и практическими рекомендациями от экспертов CBSD.
08.08.2024

Бланшар. Простые истины лидерства

Я рад поделиться мыслями и выдержками из книги «Простые истины лидерства: 52 способа быть лидером и выстраивать доверие», которую мы написали в соавторстве с моим коллегой̆ Рэнди Конли.
28.06.2024

По результатам вебинара «ATD. Взгляд изнутри»

27 июня прошел вебинар «ATD. Взгляд изнутри», на котором делегация CBSD Global делились инсайтами и лучшими международными практиками, подслушанными на ATD.
03.06.2024

Постановка целей и вознаграждение: что работает сегодня?

В современных организациях системы постановки целей и вознаграждения играют ключевую роль в повышении эффективности сотрудников и достижении бизнес-целей компании.
Сегодня эта тема стала особенно актуальной в условиях быстро меняющегося мира и технологических изменений. В данной статье мы рассмотрим выводы современных исследований и рекомендации международных экспертов в области HR, а также примеры и модели, которые демонстрируют свою эффективность на практике
31.05.2024

Вебинар Blanchard "Умение вести сложные диалоги"

На днях состоялся вебинар, посвященный новой программе Blanchard "Умение вести сложные диалоги". Мы рады, что многие из вас смогли присоединиться к нам. Для тех, кто не смог присутствовать, а также для всех участников, делимся кратким содержанием вебинара.
22.05.2024

Зачем учиться вести сложные диалоги

Мир меняется стремительно. Поэтому сегодня как никогда нужны команды, которые могут эффективно
работать в самых непростых обстоятельствах. И именно качество общения между людьми в сложных
ситуациях составляет эту разницу — между путем к успеху или к провалу.
Способность сотрудников и команд вести сложные диалоги, по мнению признанного консультанта, спикера
и автора бизнес-бестселлеров Крейга Вебера, — залог успеха бизнеса. Программный директор Blanchard®
Дэвид Витт подготовил подборку наиболее ярких цитат из работ К. Вебера, раскрывающих, что такое умение
вести сложные диалоги и почему этот навык сегодня жизненно необходим.
16.04.2024

Выгореть нельзя жить. Где ставим запятую?

В мире, где каждый шаг к карьерному росту и личному успеху требует от нас все больше усилий и нередко сопровождается стрессом, мы часто забываем о тонкой границе между целеустремленностью и выгоранием.
08.04.2024

Бланшар. Что такое умение вести сложные диалоги?

«Задача руководителей — создавать организации, которые работают». Так считает Джоан Магретта из Гарвардской школы бизнеса. А умение вести сложные диалоги — это основополагающая компетенция для того, чтобы создавать команды и организации, которые даже в самых непростых ситуациях работают слажено