Как создать необходимое топливо для формирования полезных привычек

Статья Ольги Ильиной, руководителя направления осознанного лидерства CBSD, для Snob.ru

bebcc472.jpg

В психологии привычка определяется как действие, ранее повторявшееся неоднократно и перешедшее фактически в необходимость. Если добавить сюда знания о мозге, то станет понятно, что это действие закреплено в мозге определенными нейронными связями, которые становятся прочнее по мере повторения привычных действий. Так лыжник сначала с трудом прокладывает лыжню по снежной целине, чтобы потом все быстрее проезжать участок, ставший накатанным.

Казалось бы, что тут сложного? Просто повторяй определенные действия каждый день – и будет тебе устойчивый навык. Почему тогда нам так сложно приучить себя делать утреннюю зарядку, регулярно медитировать, пить воду в течение дня? Ведь мы прекрасно понимаем, что эти полезные действия помогут нам быть более успешными, более благополучными… Или нет? Или мы просто где-то слышали, что это хорошо и полезно, но в чем хорошо и полезно лично для меня, как эта польза будет проявляться и что конкретно она мне принесет, так и осталось для нас за кадром?

Как часто мы говорим себе: «Я должен это сделать!», но внутри ничего не откликается, кроме легкого напряжения. И этого напряжения не хватает не только для запуска регулярных повторяющихся действий, но даже для начального рывка. И в итоге мы бесконечно откладываем, казалось бы, важные и полезные дела.

Если эта ситуация вам знакома, я предлагаю вам несколько подсказок, которые помогут создать необходимое топливо для выхода из привычных состояний:

1. Лени не существует!

Психология это давно доказала, объяснив нам, что так называемая лень – это паралич волевого усилия, вызванный отсутствием смысла в предлагаемом действии. Поэтому шаг первый: задайте себе ключевой вопрос, что конкретно станет лучше в моей жизни, и как это реально будет проявляться, если я начну делать то, что хочу перевести в привычку? Не спешите с ответом. Мозг с трудом воспринимает слова-клише типа «повышение эффективности», «здоровый образ жизни» и прочее как сигналы к действию. Что «повышение эффективности» значит лично для меня? Найдите простые человеческие слова, которые лично для вас имеют смысл. Когда мой папа бросал курить, он постоянно повторял себе: «Наконец-то смогу глубоко вдыхать воздух и не кашлять! Буду бегать с внучкой в парке!» При этом он улыбался… Здоровая или полезная привычка – это не путь «от», это путь «к»… Ваш первый шаг «к» – найти для себя смысл и четко его сформулировать.

2. Смысл запускает волевое усилие.

Отлично! Первый шаг сделан! Теперь наша задача – сделать эти шаги регулярными. Одного волевого усилия здесь мало, нам понадобится долгосрочное топливо. И здесь важен шаг второй: удовольствие от процесса. Мало кто стремится со всех ног к тому, что создает мучения или неприятные ощущения, согласны? Так зачем же мучить себя, если можно запустить позитивный эмоциональный фон, который будет сопровождать ваши регулярные действия? Ведь эмоции – это и есть наше энергетическое топливо. Поэтому так важно, на каком топливе вы движетесь. Раздражение, злость, обида, зависть – тоже топливо, но токсичное, оно пожирает наши внутренние ресурсы, которые полностью уходят на борьбу с собой. Спокойствие, удовольствие, предвкушение, радость – вот тот эмоциональный коктейль, который дает нам энергию к долгосрочному действию. Поэтому обязательно найдите то, что доставляет вам удовольствие, и привнесите это в процесс. Медитировать? Подумайте о том, какие физические ощущения вам нравятся. Вы любите сидеть на меховом или на шелковом? Вам нравится запах вербены или лаванды? Бегать по утрам? Какие цвета вам нравятся? Выберите для себя одежду именно этих цветов. Подумайте, чем вы можете порадовать себя, так вы создадите ощущение предвкушения хорошего, а не тяжелое чувство долга и необходимости отмучиться и забыть до следующего раза.

3. Смысл плюс удовольствие – залог борьбы с прокрастинацией!

И остался третий очень важный элемент формирования привычки:

вознаградите себя за то, что так прекрасно все сделали! Наградой может быть что угодно, но это должна быть настоящая награда для вас! В следующий раз в предвкушении этого момента мозг выработает нейромедиатор дофамин, который поведет вас точно к запланированному действию. Мозг любит вознаграждение!

Подведем итог:

если вы хотите сформировать новую устойчивую привычку, которая изменит вашу жизнь к лучшему:

  • найдите в ней смысл лично для себя,
  • запустите позитивные эмоции
  • и помните о необходимости вознаградить себя за приложенные усилия!

Новых вам прекрасных привычек!

__

Ссылка на оригинал статьи


Другие статьи

11.11.2025

HR и L&D-тренды 2025: взгляд на Россию и на мир

Разберёмся, какие тренды определяют повестку HR и L&D и как они меняют саму суть работы с людьми
07.11.2025

Зачем руководителям взаимодействовать с лошадьми

Татьяна Попкова, тренер-эксперт CBSD, расскажет, как через контакт с лошадьми люди открывают для себя новые стороны лидерства, командности и доверия
05.11.2025

Сила микроинноваций

Бритни Коул, эксперт Blanchard, рассказывает о том, что убивает микроинновации, и как сделать их основой успеха бизнеса
01.11.2025

Уроки мотивации на примере неожиданной дружбы Маслоу и Франкла

Мы привыкли, что есть разные теории мотивации, каждую из которых мы рассматриваем по отдельности. Однако авторы некоторых совершенно непохожих друг на друга моделей не просто дружили, но и в постоянном диалоге дорабатывали свои идеи. Почитайте статью о том, как дружба с Виктором Франклом повлияла на взгляды Абрахама Маслоу — автора известной пирамиды потребностей.
14.10.2025

Как одно «зачем» превращает выступление в событие

Без цели даже блестящее выступление теряет смысл. Сергей Ясаков, тренер-эксперт CBSD, расскажет, как найти своё «зачем» и удержать внимание аудитории
06.10.2025

От хаоса к ясности: как тренеру выстроить выступление, чтобы его слушали

Статья Сергея Ясакова на РБК, где он делится двумя простыми инструментами, которые помогают выстроить ясную и запоминающуюся структуру любого выступления
29.09.2025

Ломаем барьеры инноваций: создаем инновационную команду из того, что есть

Статья Юлии Левиной, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, что критически важно поменять в компании, чтобы быть успешным в инновациях
26.09.2025

Когда обучение имеет цель

Статья Светланы Олифер, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, зачем ставить личные цели в лидерских программах — и как это работает
22.09.2025

5 причин системно заниматься производительностью труда и эффективностью

Почему производительность — это не про «работать больше», а про устойчивость, прибыль и рентабельность? 5 причин заняться ею системно — в статье экспертов CBSD
15.09.2025

Как правильно использовать силу комьюнити в образовании и развитии

Статья методолога CBSD Юлии Селезневой на РБК о том, как комьюнити может стать инструментом обучения и поддержки, когда времени на курсы нет, а знания нужны уже сегодня
04.09.2025

Почему инновации и изменения — это всегда командная игра

Бритни Коул и Джадд Хукстра делятся практическими рекомендациями: как превратить внедрение инноваций и изменений в командную игру
21.08.2025

Карьерные диалоги: инструмент, без которого лидер теряет людей

Статья тренера-эксперта CBSD Павла Галатенко на РБК о том, как проводить карьерные диалоги так, чтобы они работали на развитие, вовлеченность и удержание лучших
13.08.2025

Взрослые не учатся, если не понимают зачем

Екатерина Салахова, методолог CBSD, расскажет о том, как проектировать обучение, отталкиваясь от задач, а не от тем, чтобы оно было по-настоящему полезным
08.08.2025

Чтобы выживать и преуспевать, вовлекайте в инновации каждого

Доктор Кен Бланшар — соучредитель и Chief Spiritual Officer компании Blanchard® о том, как вовлечь в процесс инноваций всех сотрудников в своей организации
06.08.2025

Изгнание страха и поддержка инноваций

Бритни Коул — главный директор по инновациям (Chief Innovation Officer) и руководитель Blanchard Innovation Lab and Experience Center о том, как изжить страхи и развивать инновационность
04.08.2025

Мотивация 3.0: почему нас действительно может вдохновлять работа

Статья Наталии Лэм на РБК о том, что вам нужно знать про мотивацию 3.0: как уйти от кнута и пряника и наконец начать вдохновлять, а не подгонять
01.08.2025

Почему вас не слушают, и как это изменить за 7 секунд?

Что делать, если аудитория зевает, а вы ещё не успели дойти до сути? Почему одних слушают с интересом, а других — из вежливости? Всё решается в первые секунды. И именно в них можно выиграть — или проиграть.

15.07.2025

Кризис вовлеченности и дефицит развития: что делать компаниям в 2025 году

Татьяна Попкова поделится результатами исследования Gallup и расскажет, как справится с кризисом вовлеченности и дефицитом развития
30.06.2025

Как использовать теорию поколений в работе руководителя

Статья Светланы Олифер, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, как теория поколений помогает руководителям лучше понимать, мотивировать и слышать сотрудников разного возраста
10.06.2025

Тренды 2025 в области совокупного поощрения

WaW опросил 250 C&B специалистов во всем мире и составил рейтинг приоритетов в области совокупного поощрения на 2025 год
Наш веб-сайт использует Cookies для улучшения работоспособности веб-сайта, анализа использования данных сайта. Продолжая работу на веб-сайте, Вы даете свое согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой сайта в отношении персональных данных, опубликованной на нашем веб-сайте. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.