7 ошибок при проведении командной сессии и как их избежать

MacBook Pro 14_ - 14 (2).png


Почему не всегда надо следовать сценарию сессии?

Почему не надо смешивать фасилатационную сессию и ассессмент?

Почему нельзя проводить сессию без подготовки?


Продолжаем серию интервью со Светланой Олифер, фасилитатором командных и стратегических сессий CBSD, на которых обсуждаем секреты успешного проведения сессий 

Вопрос: Света, мы в прошлый раз говорили о том, как наиболее эффективно проводить командные сессии для HR. Но всегда ли все проходит гладко? Поделись пожалуйста лайфхаками, рекомендациями, на какие «грабли» не надо наступать?

Светлана:

1)      Первые грабли – это отсутствие подготовки. То есть когда клиент звонит и говорит: «давайте-ка мы завтра проведем сессию». Я таких случаев стараюсь избегать, потому что это с большой вероятностью провал.

2)      Вторые грабли – когда мы не готовим глубокие, проблематизирующие вопросы, а полагаемся на какой-то примерный сценарий. Отсутствие проблематизирующих вопросов – это, на мой взгляд, признак некомпетентности.

3)      Третье, когда мы говорим, что функциональные эксперты у нас должны выступать, но мы ничего не делаем с их подготовкой и говорим «они же у нас опытные люди, они как-то выступят». Моё глубокое убеждение, что организатор сессии, фасилитатор, должен с этими людьми встречаться, проговаривать сценарий, канву, взаимоувязанность выступлений, последовательность выступлений, тайминг, задачи и так далее.

4)      Четвертое, это когда фасилитатор не вовлекает участников и больше ориентируется на экспертов и лидеров мнений. Это скорее показатель непрофессионализма, чем грабли, но тем не менее иногда такое бывает. Например, выступают 2-3 человека, а другие участники. И вот здесь важно, чтобы фасилитатор вовлек их в дискуссию.

5)      Еще одна из ошибок, и она может показаться странной, - это 100%-е следование сценарию. Я называю это «НЕгибкий фасилитационный подход». То есть даже когда ты здорово спроектировал сессию, группа может выдать какой-то такой результат, который потребует пересмотра сессий. И я в некоторых случаях сталкиваюсь с тем, что, например, после итогов первого дня сценарий второго дня перекраивается вплоть до 80%, потому что группа показала результат, требующий корректировки. Результат может быть гораздо ниже того, что мы ожидали, или наоборот гораздо выше. Т тогда мы подходим к планированию совершенно по-другому.

Вопрос: А что влияет на решение, как планировать сессию в такой ситуации?

Светлана: Чтобы понимать, есть ли у нас возможности, полномочия, свобода в этой гибкости, нам обязательно проговаривать это с заказчиком. Важно также обсуждать эту гибкость и с группой: «мы видим, как вы действуете, какой результат получаете, но нам очень важно пройти всю запланированную структуру сессии, потому что…»

6)      Еще могут быть грабли, когда клиент говорит: «проведите, пожалуйста, сессию, а по ее итогам напишите нам анализ сильных и слабых сторон участников». Я никогда не соглашаюсь на эту задачу, потому что смешивать фасилитационную сессию и ассесмент, на мой взгляд, непрофессионально, и, как фасилитатор, я могу, скорее, поделиться уровнем энергии группы, групповой динамики, уровнем проработки решений, которые предлагает команда, но не поведением конкретных личностей. Очень важно заранее проговорить с клиентом его ожидания. Поэтому, когда запрашивают делать рефлексию по команде, я всегда говорю о том, что, если мы делаем такую оценку, нам нужно поставить людей в известность о том, что мы их планируем оценивать и использовать это в дальнейшем при принятии управленческих решений.

7)      И еще одни грабли – это отсутствие работы с результатами сессии, отсутствие четкого плана: когда мы возвращаемся к этим результатам, как мы доносим результаты до членов команды, которые не присутствовали, как мы используем эти результаты, чтобы поддерживать те договоренности, которые были достигнуты на сессии.

Вопрос: Света, спасибо! Будем надеяться, что твои советы помогут многим фасилитаторам и руководителям проводить более эффективные командные сессии, не наступая на «грабли»!

Другие статьи

22.05.2024

Зачем учиться вести сложные диалоги

Мир меняется стремительно. Поэтому сегодня как никогда нужны команды, которые могут эффективно
работать в самых непростых обстоятельствах. И именно качество общения между людьми в сложных
ситуациях составляет эту разницу — между путем к успеху или к провалу.
Способность сотрудников и команд вести сложные диалоги, по мнению признанного консультанта, спикера
и автора бизнес-бестселлеров Крейга Вебера, — залог успеха бизнеса. Программный директор Blanchard®
Дэвид Витт подготовил подборку наиболее ярких цитат из работ К. Вебера, раскрывающих, что такое умение
вести сложные диалоги и почему этот навык сегодня жизненно необходим.
16.04.2024

Выгореть нельзя жить. Где ставим запятую?

В мире, где каждый шаг к карьерному росту и личному успеху требует от нас все больше усилий и нередко сопровождается стрессом, мы часто забываем о тонкой границе между целеустремленностью и выгоранием.
08.04.2024

Бланшар. Что такое умение вести сложные диалоги?

«Задача руководителей — создавать организации, которые работают». Так считает Джоан Магретта из Гарвардской школы бизнеса. А умение вести сложные диалоги — это основополагающая компетенция для того, чтобы создавать команды и организации, которые даже в самых непростых ситуациях работают слажено
26.03.2024

Подготовка и проведение командной сессии. Кейс №6

Запрос:
Крупная российская финансовая компания пришла с запросом улучшить взаимодействие в команде и проработать распределение ролей в ней
26.03.2024

Подготовка и проведение стратегической сессии. Кейс №5

Запрос:
Крупный российский автомобильный концерн пришел с запросом синхронизировать видение командных достижений и закрепить готовность каждого руководителя, от СЕО до СЕО-3, следовать общей стратегии компании на пути к 2028 году
21.03.2024

Обновленная модель Совокупного поощрения WorldatWork

Более 20 лет CBSD вместе с международной ассоциацией C&B-специалистов WorldatWork проводит обучение и подготовку к сертификации по управлению совокупным поощрением – программу Global Remuneration Professional (GRP).

15.03.2024

Кейсы выполненных проектов. Кейс №4

Разработка адаптационного онлайн-курса для новых сотрудников
15.03.2024

Кейсы выполненных проектов. Кейс №3

Разработка онлайн-программы развития управленческих компетенций
15.03.2024

Кейсы выполненных проектов. Кейс №2

Разработка социальной программы
15.03.2024

Кейсы выполненных проектов. Кейс №1

Разработка программы развития ТОП-руководителей
27.02.2024

Вебинар "HR и L&D Тренды 2024"

Компания Blanchard подвела итоги очередного глобального исследования: чего ждут от 2024 специалисты HR и L&D по всему миру (спойлер: наступивший год видится коллегам из нашей индустрии очень непростым).

В исследовании приняли участие более 1 000 профессионалов из 80 стран — представители разных отраслей и бизнесов. На основе ответов участников эксперты Blanchard подготовили отчет об ожидаемых HR- и L&D-трендах: к каким вызовам отрасль готовится и как планирует достигать результатов.
21.02.2024

HR/L&D тренды 2024. Исследование

Как выбрать верный курс и продолжать
движение в рабочей среде с высокими
ожиданиями
20.12.2023

Уроки мотивации на примере неожиданной дружбы Маслоу и Франкла

Мы привыкли, что есть разные теории мотивации, каждую из которых мы рассматриваем по отдельности. Однако авторы некоторых совершенно непохожих друг на друга моделей не просто дружили, но и в постоянном диалоге дорабатывали свои идеи. Почитайте статью о том, как дружба с Виктором Франклом повлияла на взгляды Абрахама Маслоу — автора известной пирамиды потребностей.
05.09.2023

Советы руководителям, начинающим применять коучинговые методы. Часть 3

Нужно ли иметь психологическое образование, чтобы стать коучем;
Как проходит обучение коучинговым методам;
Какие проблемы помогает решить данное обучение;
Какую поддержку получают участники тренинга;
05.09.2023

Технологии коучинга: как? Примеры коучинговых вопросов. Часть 2

Каков алгоритм коучинговой беседы: с чего начать, чем закончить;
Как создавать атмосферу доверия в коучинге;
Могут ли шаблонные вопросы навредить;
Достаточно ли выучить несколько вопросов, чтобы быть успешным коучем?
05.09.2023

Коучинг от А до Я. Часть 1

Что такое коучинг, и как он помогает руководителям;
Какими компетенциями должен обладать коуч;
Перспективы коучинга среди нового поколения, таких как Миллениалы и Поколение Z;
04.05.2023

Роль фасилитатора в командной сессии

Может ли фасилитатор быть коучем?
Когда можно использовать внутреннего фасилитатора?
В чем преимущества внешнего фасилитатора?
04.05.2023

7 ошибок при проведении командной сессии и как их избежать

Почему не всегда надо следовать сценарию сессии?
Почему не надо смешивать фасилатационную сессию и ассессмент?
Почему нельзя проводить сессию без подготовки?
23.03.2023

Командные сессии

Секреты успешной командной сессии для HR: когда, с кем и как