Уроки мотивации на примере неожиданной дружбы Маслоу и Франкла

Автор Сьюзан Фаулер

В жизни встречаются примеры на первый взгляд невозможной, но очень плодотворной дружбы. Меня такие отношения завораживают: они учат смотреть на мир сквозь внешние различия. Те же Альберт Эйнштейн и Генри Форд — подтверждение ценности наставничества. Или Леди Гага и великий Тони Беннетт — пример творческого сотрудничества поколений, когда человек востребован вне зависимости от возраста. Для меня это в каком-то смысле как фотографии, на которых животные совершенно далеких друг от друга видов дружны и неразлучны вопреки природе.

Недавно я сделала неожиданное открытие. Много лет, когда мне было нужно объяснить современные концепции мотивации, я сравнивала и противопоставляла теории двух разных исследователей. И тут, представьте, я узнала, что эти два человека всю жизнь были близки и работали над одними и теми же задачами — каждый по-своему. Дружба Абрахама Маслоу и Виктора Франкла показывает, чему нам следует поучиться.

Виктор Франкл и современная наука мотивации

Книгу Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» прочитало 16 миллионов человек, и возможно, вы один из них. Она переведена на 52 языка и по данным опроса Библиотеки Конгресса США вошла в число 10 самых влиятельных книг. Эту душераздирающую историю выживания и процветания в концентрационном лагере автор за девять дней написал в комнате с выбитыми в время тогда еще недавней войны окнами.

Книга Франкла безвозвратно изменила мою жизнь. Я приняла и начала отстаивать эту идею — человек должен быть лидером для самого себя: проявлять инициативу и брать на себя ответственность за то, что нужно для успеха. Десятки тысяч людей по всему миру прошли курсы на основе такого подхода — чтобы научиться преодолевать ограничения, активировать свои сильные стороны и быть проактивными.

Сегодня Франкл по-прежнему влияет на мою работу. В своих книгах я указываю на него как на выдающийся пример опоры на мотивацию как на навык. Франкл жил в условиях самого жесткого контроля, какой только можно представить. И при этом он осознанно сохранял свою автономию, не терял чувства принадлежности, даже сталкиваясь с худшим в людях, и развивался, смотря на страдания как на уроки.

Меня поражает, как в своей борьбе за выживание Франкл интуитивно обнаружил эту связь между автономией, принадлежностью и компетентностью. Ведь только гораздо позже было доказано, что эти три базовые психологические потребности являются основой для мотивации, энергии и процветания. Сегодня наука о мотивации утверждает, что высокое качество мотивации — это побочный продукт удовлетворения этих трех психологических потребностей. А Франкл понимал это уже тогда!

Разоблачение мистики Маслоу

Если честно, концепция иерархии потребностей Маслоу никогда не вызывала у меня отклика. В 2014 я даже опубликовала в своем блоге статью «Чего иерархия Маслоу не расскажет вам о мотивации». Там я обосновывала, что эти идеи никогда не были доказаны опытным путем.

В защиту Маслоу хочу сказать, что его работы помогли исследователям мотивации отказаться от теории побуждения с ее биологическими потребностями. Маслоу мог бы быть доволен результатами. Его не стало в 1970. Именно в это время Эдвард Деси начал свое новаторское исследование внутренней мотивации и трех фундаментальных психологических потребностей — автономии, принадлежности и компетентности. Эти идеи позже были доказаны в теории самодетерминации, которую Деси разработал совместно с Ричардом Райаном.

Однако я никак не могла согласиться с Маслоу в том, что потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем вы испытаете потребность в самореализации. И причиной моего несогласия был Франкл. Ведь он сохранял необходимую мотивацию без удовлетворения каких бы то ни было базовых потребностей. Он достиг самореализации, и ему не понадобилось для этого проходить по всем уровням пирамиды (у него просто не было такой возможности).

Что Франкл сказал Маслоу

Да, я отмахнулась от Маслоу и приняла Франкла. И я даже не могла представить, что между ними есть что-то общее, — …не могла до недавнего времени. На прошлой неделе я наводила порядок в своем офисе и нашла старый журнал с интервью внука Франкла. Читая рассказ о тесном контакте и взаимодействии Маслоу и Франкла, я поняла, что каждый из них по-своему искал ключ к пониманию человеческой природы. Их объединяло ненасытное любопытство. Они были готовы отказаться от устаревших идей и рассмотреть альтернативные подходы.

В тексте мое внимание привлекло именно взаимодействие между Маслоу и Франклом. Маслоу своей иерархией потребностей показал, что, как только основные потребности (еда, жилье и пр.) удовлетворены, для человека становится ценным нематериальное (любовь, ощущение смысла, самопознание). Но Франкл не согласился. Он рассказал Маслоу, что в концентрационных лагерях люди не могли удовлетворить свои базовые потребности, но именно высшие потребности оказались гораздо более важными для шанса выжить. После этого Маслоу пересмотрел свои взгляды и сказал: «Франкл прав».

Представьте мою реакцию: «Что?!» После этого я изучила больше материалов. Оказалось, что к концу жизни Маслоу сомневался в своей модели: особенно в том, что самореализация — это вершина пирамиды. В дневнике (опубликованном после его смерти) он добавил в иерархию новый верхний уровень — трансценде́нтность (self-transcendence). Почему?

Общение между исследователями было очень глубоким. Франкл сказал Маслоу: «Самореализация не может быть целью человеческого существования. Она вообще не может быть целью — ведь чем больше к этому стремишься, тем больше это от тебя ускользает. <…> Нельзя достичь самореализации, если она становится самоцелью, — она просто побочный продукт самопознания».

Франкл описывал трансценде́нтность как 4 смещения (перехода):

  • Смещение фокуса внимания с себя на других
  • Ценностное смещение — от внешней мотивации (материальной) к внутренней (когда то, что мы делаем, — это само по себе награда)
  • Моральный переход к заботе о том, чтобы поступать правильно
  • Эмоциональный переход к благоговейному трепету — и это помогает трансформировать жизнь и вдохновляет других

Чему мы можем научиться у Маслоу как у человека

Я до сих пор не согласна с тем, что взгляды Маслоу на мотивацию, отраженные в его знаменитой иерархии, верны. Но читая про общение Маслоу и Франкла, я сделала три важных открытия:

1.      Маслоу решился бросить вызов своей модели. Он осознал, что можно внести больший вклад в развитие знаний о мотивации, если задавать вопросы, слушать, изучать и даже быть готовым пересмотреть то, над чем работал всю жизнь.

2.      Дружба Маслоу и Франкла — довольно неожиданная: их подходы абсолютно разные. Однако их общение показывает, насколько другие люди важны в нашей жизни. Ведь наши ценности часто формируют и развивают те, с кем мы взаимодействуем и у кого учимся.

3.      В итоге Маслоу принял идею трансценде́нтности вместо самореализации. И это укрепляет мою веру во всех нас. Нам просто иногда нужно напоминать о радости, которую мы испытываем, когда поднимаемся над своими личными интересами, чтобы служить другим и делать их жизнь лучше.

Да, я много лет игнорировала иерархию Маслоу. Но теперь я принимаю его как психолога, исследователя, философа и провокатора. И я надеюсь, как и Маслоу, никогда не перестать задавать вопросы, слушать, изучать и пересматривать свои взгляды.

Оригинал статьи 

Другие статьи

11.11.2025

HR и L&D-тренды 2025: взгляд на Россию и на мир

Разберёмся, какие тренды определяют повестку HR и L&D и как они меняют саму суть работы с людьми
07.11.2025

Зачем руководителям взаимодействовать с лошадьми

Татьяна Попкова, тренер-эксперт CBSD, расскажет, как через контакт с лошадьми люди открывают для себя новые стороны лидерства, командности и доверия
05.11.2025

Сила микроинноваций

Бритни Коул, эксперт Blanchard, рассказывает о том, что убивает микроинновации, и как сделать их основой успеха бизнеса
01.11.2025

Уроки мотивации на примере неожиданной дружбы Маслоу и Франкла

Мы привыкли, что есть разные теории мотивации, каждую из которых мы рассматриваем по отдельности. Однако авторы некоторых совершенно непохожих друг на друга моделей не просто дружили, но и в постоянном диалоге дорабатывали свои идеи. Почитайте статью о том, как дружба с Виктором Франклом повлияла на взгляды Абрахама Маслоу — автора известной пирамиды потребностей.
14.10.2025

Как одно «зачем» превращает выступление в событие

Без цели даже блестящее выступление теряет смысл. Сергей Ясаков, тренер-эксперт CBSD, расскажет, как найти своё «зачем» и удержать внимание аудитории
06.10.2025

От хаоса к ясности: как тренеру выстроить выступление, чтобы его слушали

Статья Сергея Ясакова на РБК, где он делится двумя простыми инструментами, которые помогают выстроить ясную и запоминающуюся структуру любого выступления
29.09.2025

Ломаем барьеры инноваций: создаем инновационную команду из того, что есть

Статья Юлии Левиной, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, что критически важно поменять в компании, чтобы быть успешным в инновациях
26.09.2025

Когда обучение имеет цель

Статья Светланы Олифер, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, зачем ставить личные цели в лидерских программах — и как это работает
22.09.2025

5 причин системно заниматься производительностью труда и эффективностью

Почему производительность — это не про «работать больше», а про устойчивость, прибыль и рентабельность? 5 причин заняться ею системно — в статье экспертов CBSD
15.09.2025

Как правильно использовать силу комьюнити в образовании и развитии

Статья методолога CBSD Юлии Селезневой на РБК о том, как комьюнити может стать инструментом обучения и поддержки, когда времени на курсы нет, а знания нужны уже сегодня
04.09.2025

Почему инновации и изменения — это всегда командная игра

Бритни Коул и Джадд Хукстра делятся практическими рекомендациями: как превратить внедрение инноваций и изменений в командную игру
21.08.2025

Карьерные диалоги: инструмент, без которого лидер теряет людей

Статья тренера-эксперта CBSD Павла Галатенко на РБК о том, как проводить карьерные диалоги так, чтобы они работали на развитие, вовлеченность и удержание лучших
13.08.2025

Взрослые не учатся, если не понимают зачем

Екатерина Салахова, методолог CBSD, расскажет о том, как проектировать обучение, отталкиваясь от задач, а не от тем, чтобы оно было по-настоящему полезным
08.08.2025

Чтобы выживать и преуспевать, вовлекайте в инновации каждого

Доктор Кен Бланшар — соучредитель и Chief Spiritual Officer компании Blanchard® о том, как вовлечь в процесс инноваций всех сотрудников в своей организации
06.08.2025

Изгнание страха и поддержка инноваций

Бритни Коул — главный директор по инновациям (Chief Innovation Officer) и руководитель Blanchard Innovation Lab and Experience Center о том, как изжить страхи и развивать инновационность
04.08.2025

Мотивация 3.0: почему нас действительно может вдохновлять работа

Статья Наталии Лэм на РБК о том, что вам нужно знать про мотивацию 3.0: как уйти от кнута и пряника и наконец начать вдохновлять, а не подгонять
01.08.2025

Почему вас не слушают, и как это изменить за 7 секунд?

Что делать, если аудитория зевает, а вы ещё не успели дойти до сути? Почему одних слушают с интересом, а других — из вежливости? Всё решается в первые секунды. И именно в них можно выиграть — или проиграть.

15.07.2025

Кризис вовлеченности и дефицит развития: что делать компаниям в 2025 году

Татьяна Попкова поделится результатами исследования Gallup и расскажет, как справится с кризисом вовлеченности и дефицитом развития
30.06.2025

Как использовать теорию поколений в работе руководителя

Статья Светланы Олифер, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, как теория поколений помогает руководителям лучше понимать, мотивировать и слышать сотрудников разного возраста
10.06.2025

Тренды 2025 в области совокупного поощрения

WaW опросил 250 C&B специалистов во всем мире и составил рейтинг приоритетов в области совокупного поощрения на 2025 год
Наш веб-сайт использует Cookies для улучшения работоспособности веб-сайта, анализа использования данных сайта. Продолжая работу на веб-сайте, Вы даете свое согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой сайта в отношении персональных данных, опубликованной на нашем веб-сайте. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.