Осторожно, Brexit

О выходе Великобритании из Евросоюза написаны сотни статей, однако эта история может быть интересна не только политикам, но и топ-менеджерам. Чему история Brexit учит руководителей? Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD, для Harvard Business Review

15c27c7e.jpg

Стадии развития команды

В 1965 году американский психолог Брюс Такман по заказу министерства обороны США исследовал тысячи команд и выделил четыре стадии развития групп: «формы», «штормы», «нормы» и «рекорды» (forming, storming, norming, performing). Спустя восемь лет, в 1973 году, Такман добавил еще и пятую стадию — «горны» (adjourning). Любая команда в процессе своего развития так или иначе проходит все эти фазы.

На стадии формирования члены команды узнают друг друга, изучают возможности и понимают, зачем они собрались вместе. Стадия взаимной притирки, или «штормов», связана с установлением границ и чревата конфликтами. Успешное прохождение этой стадии ознаменовывается тем, что команда договаривается о правилах игры, то есть переходит на стадию «нормирования». Когда команда начинает функционировать как одно целое, она переходит на стадию продуктивной совместной работы и устанавливает «рекорды». Последняя стадия «горнов», которая чаще встречается в проектных командах, связана с тем, что участники уже не видят продолжения совместной работы и «пакуют чемоданы». В этой стадии возрастает риск снижения продуктивности команды.

Евросоюз как корпорация фактически сформировался в 50-е годы прошлого века. Тогда европейское объединение создавалось с целью ускорить экономическое развитие стран, пострадавших во Второй мировой войне. Государства Евросоюза так же, как и топ-менеджеры во главе организации, прошли все стадии формирования команды: от стадии зарождения отношений («формы»), через войны («штормы») к определению общих целей и политики («нормы»). Они создали единую валюту, учредили Европейский совет, разработали и почти 70 лет реализуют план своего развития («рекорды»).

Центробежные силы

По Такману Евросоюз – идеальная команда. Что же не так?

В организациях я часто наблюдаю такую же картину. Внешне команда слажена и эффективна. На своем уровне топ-менеджеры пришли к взаимопониманию и осознают важность сотрудничества. Однако внутри подразделений могут нарастать центробежные силы, которые постепенно начинают давить на руководителя.

Топ-менеджер играет две роли. С одной стороны он член небольшой и сплоченной команды руководителей, а с другой представитель своего подразделения. Взаимодействие между «топами-людьми» и «топами-представителями функции» — это не одно и то же.

Центробежные силы, возникающие внутри подразделений, постепенно вынуждают руководителя переключать внимание с интересов «большой» команды на интересы собственной группы. Это произошло с Великобританией, как составной частью «еврокорпорации». Силы, не имеющие прямой власти, но оказывающие влияние на общество, стали виновниками того события, которое произошло 23 июня 2016 года.

Кросс-функциональное взаимодействие как защита от Brexit

Обособление целого отдела компании и отказ даже от попыток взаимодействия — это последствия «Brexit в организации». Их можно избежать, если вовремя обнаружить и устранить центробежные силы, толкающие подразделение к изоляции.

Я провел десятки сессий по командообразованию для топ-менеджеров и пришел к выводу: единственный эффективный способ сделать это — вывести кросс-функциональное взаимодействие с уровня топ-менеджеров на уровень всех сотрудников подразделений. Успешные команды придерживаются трех основных принципов.

1. Поощряют горизонтальную коммуникацию между всеми подразделениями организации. Информация распространяется быстро и свободно: сотрудники подразделений узнают о происходящем в других подразделениях не из официальных источников, а неформально, от своих коллег. Когда Стив Джобс задумывал новый офис для Apple, своей главной заботой он видел создание условий для спонтанных встреч сотрудников. Брин и Пейдж придерживаются того же принципа: вся работа в офисах Google проходит в открытых пространствах, а для уединения созданы специально оборудованные комнаты. Также помогают регулярные встречи и стажировки, рассылки по электронной почте или корпоративные соцсети. Корпоративные чаты создают единое пространство для общения сотрудников разных подразделений.

2. Принципы кросс-функционального взаимодействия для всех сотрудников прописаны в регламентах. Успешные команды постоянно пропагандируют ценность неформального общения и демонстрируют примеры такого общения между сотрудниками разных подразделений. Если регламенты взаимодействия между подразделениями смущают одну из сторон, все сотрудники их обсуждают и корректируют. Высшее руководство направляет личные обращения, чтобы напомнить командам о единых целях. А руководитель подразделения обеспечивает постоянную обратную связь каждому сотруднику.

3. Система обучения и поощрения сотрудников включает оценку совместной работы. Практика показывает: команды не способны достигать синергии по двум основным причинам. Во-первых, участники не обладают необходимыми навыками, и во-вторых, они не видят смысла в эффективном взаимодействии. Их личное вознаграждение в конце года зависит исключительно от выполнения показателей своего подразделения. Обучение в кросс-функциональных командах направлено на развитие навыков ассертивного, то есть самостоятельного, поведения, активного слушания, влияния без полномочий.

Выигрыш от модели кросс-функционального взаимодействия хорошо описывает пример противостояния Sony и Apple в войне за господство на рынке MP3-плееров. В начале 2000-х годов корпорация Sony по праву носила звание технологического лидера и имела больше чем кто-либо ресурсов для запуска первого плеера. Sony поставила себе целью «догнать и перегнать» наглецов из Apple с их iPod, вышедшим в 2001 году. Но несмотря на всю мощь и сильное желание, Sony спустя три невероятно долгих и мучительных года создала продукт, который так и не завоевал сколь-нибудь существенной доли рынка.

Почему Sony, у которой было все необходимое для успеха, не смогла сделать то, что Apple сделала за 8 месяцев? Территориально разрозненные подразделения Sony не умели работать вместе, демонстрировали так называемое «колодезное» мышление (silo thinking), не были заинтересованы в результатах совместной деятельности, а их руководители были больше озабочены реализацией собственных амбиций, чем достижением общих целей.

История с Brexit преподала корпоративным лидерам важный урок: если руководители взаимодействуют только на верхнем уровне и не заботятся о контакте между подразделениями, организация начинает разваливаться изнутри. С этим рано или поздно сталкивается любая крупная иерархическая структура.

Вы уверены, что не только ваши топ-менеджеры, но и сотрудники подразделений взаимодействуют друг с другом на ежедневной основе? Как синхронизированы интересы отдельных подразделений и компании в целом? Задумайтесь над этими вопросами, иначе своего собственного Brexit вам не избежать.


Другие статьи

19.11.2024

От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard

Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!

18.11.2024

Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов

Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой

13.11.2024

Исследование вызовов, стоящих перед руководителями

Делимся результатами опроса компании The Ken Blanchard Companies® более 800 менеджеров о том, с какими проблемами сталкиваются менеджеры, и как они с ними справляются. 
07.11.2024

7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса

Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой, руководителя направления Digital и эксперта в разработке цифровых образовательных проектов CBSD
17.10.2024

Как эффективно провести оценку обучения

Международное исследование
Проведено международным партнером CBSD – Ассоциацией по развитию талантов ATD (Association for Talent Development)
20.09.2024

Создаем «голубой океан» в бизнесе: открываем суперсилы сотрудников

Игорь Корганов, эксперт CBSD, делится своим опытом, как использовать концепцию «голубого океана» применительно к сотрудникам и раскрыть их супер способности
18.09.2024

Этапы разработки онлайн-курса

В этой статье Людмила Крылова, руководитель ХИТ (Хаба информационных технологий в обучении) тренинговой компании CBSD рассказывает о поэтапном плане создания онлайн-курса, начиная от определения цели до окончательной оценки его эффективности. Людмила разработала более 250 онлайн-уроков, развивающих софт скиллс, для крупных российских компаний
23.08.2024

Когда бизнес-обучение в радость

Когда бизнес-обучение в радость
23.08.2024

6 секретов успешного бизнес-тренинга

Успех тренинга зависит от хорошей методологии и качественного проведения. Если говорить о втором аспекте, то у каждого опытного тренера со временем появляются свои фишки и приемы, которые составляют его неповторимый стиль.
23.08.2024

Призвание - бизнес-тренер

Сейчас профессия тренера переживает новую волну популярности. О том, как меняется профессия и особенностях развития в этой профессии – мы поговорили с тренером-консультантом CBSD Андреем Крикуновым, методологом и ведущим курса Тренинг для Тренеров.
16.08.2024

Мифы и правда о постановке целей

«Мне кажется, что в моей команде нет ни одного человека, который точно знает, что он делает и зачем», — говорит президент всемирно известной компании по производству одежды. Он нанял меня, чтобы я помогла ему стать ролевой моделью в применении SLII.
16.08.2024

Лидерство в новой нормальности

В конце 2019 глобальное исследование рабочих мест, проведенное IWG с участием более 15 000 работников, показало, что более двух третей специалистов во всем мире работают удаленно как минимум один день в неделю, при этом 53 процента работают удаленно как минимум половину недели.
08.08.2024

Бланшар. Простые истины лидерства

Я рад поделиться мыслями и выдержками из книги «Простые истины лидерства: 52 способа быть лидером и выстраивать доверие», которую мы написали в соавторстве с моим коллегой̆ Рэнди Конли.
28.06.2024

По результатам вебинара «ATD. Взгляд изнутри»

27 июня прошел вебинар «ATD. Взгляд изнутри», на котором делегация CBSD Global делились инсайтами и лучшими международными практиками, подслушанными на ATD.
03.06.2024

Постановка целей и вознаграждение: что работает сегодня?

В современных организациях системы постановки целей и вознаграждения играют ключевую роль в повышении эффективности сотрудников и достижении бизнес-целей компании.
Сегодня эта тема стала особенно актуальной в условиях быстро меняющегося мира и технологических изменений. В данной статье мы рассмотрим выводы современных исследований и рекомендации международных экспертов в области HR, а также примеры и модели, которые демонстрируют свою эффективность на практике
22.05.2024

Зачем учиться вести сложные диалоги

Мир меняется стремительно. Поэтому сегодня как никогда нужны команды, которые могут эффективно
работать в самых непростых обстоятельствах. И именно качество общения между людьми в сложных
ситуациях составляет эту разницу — между путем к успеху или к провалу.
Способность сотрудников и команд вести сложные диалоги, по мнению признанного консультанта, спикера
и автора бизнес-бестселлеров Крейга Вебера, — залог успеха бизнеса. Программный директор Blanchard®
Дэвид Витт подготовил подборку наиболее ярких цитат из работ К. Вебера, раскрывающих, что такое умение
вести сложные диалоги и почему этот навык сегодня жизненно необходим.
16.04.2024

Выгореть нельзя жить. Где ставим запятую?

В мире, где каждый шаг к карьерному росту и личному успеху требует от нас все больше усилий и нередко сопровождается стрессом, мы часто забываем о тонкой границе между целеустремленностью и выгоранием.
08.04.2024

Бланшар. Что такое умение вести сложные диалоги?

«Задача руководителей — создавать организации, которые работают». Так считает Джоан Магретта из Гарвардской школы бизнеса. А умение вести сложные диалоги — это основополагающая компетенция для того, чтобы создавать команды и организации, которые даже в самых непростых ситуациях работают слажено
21.03.2024

Обновленная модель Совокупного поощрения WorldatWork

Более 20 лет CBSD вместе с международной ассоциацией C&B-специалистов WorldatWork проводит обучение и подготовку к сертификации по управлению совокупным поощрением – программу Global Remuneration Professional (GRP).

21.02.2024

HR/L&D тренды 2024. Исследование

Как выбрать верный курс и продолжать
движение в рабочей среде с высокими
ожиданиями