Осторожно, Brexit

О выходе Великобритании из Евросоюза написаны сотни статей, однако эта история может быть интересна не только политикам, но и топ-менеджерам. Чему история Brexit учит руководителей? Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD, для Harvard Business Review

15c27c7e.jpg

Стадии развития команды

В 1965 году американский психолог Брюс Такман по заказу министерства обороны США исследовал тысячи команд и выделил четыре стадии развития групп: «формы», «штормы», «нормы» и «рекорды» (forming, storming, norming, performing). Спустя восемь лет, в 1973 году, Такман добавил еще и пятую стадию — «горны» (adjourning). Любая команда в процессе своего развития так или иначе проходит все эти фазы.

На стадии формирования члены команды узнают друг друга, изучают возможности и понимают, зачем они собрались вместе. Стадия взаимной притирки, или «штормов», связана с установлением границ и чревата конфликтами. Успешное прохождение этой стадии ознаменовывается тем, что команда договаривается о правилах игры, то есть переходит на стадию «нормирования». Когда команда начинает функционировать как одно целое, она переходит на стадию продуктивной совместной работы и устанавливает «рекорды». Последняя стадия «горнов», которая чаще встречается в проектных командах, связана с тем, что участники уже не видят продолжения совместной работы и «пакуют чемоданы». В этой стадии возрастает риск снижения продуктивности команды.

Евросоюз как корпорация фактически сформировался в 50-е годы прошлого века. Тогда европейское объединение создавалось с целью ускорить экономическое развитие стран, пострадавших во Второй мировой войне. Государства Евросоюза так же, как и топ-менеджеры во главе организации, прошли все стадии формирования команды: от стадии зарождения отношений («формы»), через войны («штормы») к определению общих целей и политики («нормы»). Они создали единую валюту, учредили Европейский совет, разработали и почти 70 лет реализуют план своего развития («рекорды»).

Центробежные силы

По Такману Евросоюз – идеальная команда. Что же не так?

В организациях я часто наблюдаю такую же картину. Внешне команда слажена и эффективна. На своем уровне топ-менеджеры пришли к взаимопониманию и осознают важность сотрудничества. Однако внутри подразделений могут нарастать центробежные силы, которые постепенно начинают давить на руководителя.

Топ-менеджер играет две роли. С одной стороны он член небольшой и сплоченной команды руководителей, а с другой представитель своего подразделения. Взаимодействие между «топами-людьми» и «топами-представителями функции» — это не одно и то же.

Центробежные силы, возникающие внутри подразделений, постепенно вынуждают руководителя переключать внимание с интересов «большой» команды на интересы собственной группы. Это произошло с Великобританией, как составной частью «еврокорпорации». Силы, не имеющие прямой власти, но оказывающие влияние на общество, стали виновниками того события, которое произошло 23 июня 2016 года.

Кросс-функциональное взаимодействие как защита от Brexit

Обособление целого отдела компании и отказ даже от попыток взаимодействия — это последствия «Brexit в организации». Их можно избежать, если вовремя обнаружить и устранить центробежные силы, толкающие подразделение к изоляции.

Я провел десятки сессий по командообразованию для топ-менеджеров и пришел к выводу: единственный эффективный способ сделать это — вывести кросс-функциональное взаимодействие с уровня топ-менеджеров на уровень всех сотрудников подразделений. Успешные команды придерживаются трех основных принципов.

1. Поощряют горизонтальную коммуникацию между всеми подразделениями организации. Информация распространяется быстро и свободно: сотрудники подразделений узнают о происходящем в других подразделениях не из официальных источников, а неформально, от своих коллег. Когда Стив Джобс задумывал новый офис для Apple, своей главной заботой он видел создание условий для спонтанных встреч сотрудников. Брин и Пейдж придерживаются того же принципа: вся работа в офисах Google проходит в открытых пространствах, а для уединения созданы специально оборудованные комнаты. Также помогают регулярные встречи и стажировки, рассылки по электронной почте или корпоративные соцсети. Корпоративные чаты создают единое пространство для общения сотрудников разных подразделений.

2. Принципы кросс-функционального взаимодействия для всех сотрудников прописаны в регламентах. Успешные команды постоянно пропагандируют ценность неформального общения и демонстрируют примеры такого общения между сотрудниками разных подразделений. Если регламенты взаимодействия между подразделениями смущают одну из сторон, все сотрудники их обсуждают и корректируют. Высшее руководство направляет личные обращения, чтобы напомнить командам о единых целях. А руководитель подразделения обеспечивает постоянную обратную связь каждому сотруднику.

3. Система обучения и поощрения сотрудников включает оценку совместной работы. Практика показывает: команды не способны достигать синергии по двум основным причинам. Во-первых, участники не обладают необходимыми навыками, и во-вторых, они не видят смысла в эффективном взаимодействии. Их личное вознаграждение в конце года зависит исключительно от выполнения показателей своего подразделения. Обучение в кросс-функциональных командах направлено на развитие навыков ассертивного, то есть самостоятельного, поведения, активного слушания, влияния без полномочий.

Выигрыш от модели кросс-функционального взаимодействия хорошо описывает пример противостояния Sony и Apple в войне за господство на рынке MP3-плееров. В начале 2000-х годов корпорация Sony по праву носила звание технологического лидера и имела больше чем кто-либо ресурсов для запуска первого плеера. Sony поставила себе целью «догнать и перегнать» наглецов из Apple с их iPod, вышедшим в 2001 году. Но несмотря на всю мощь и сильное желание, Sony спустя три невероятно долгих и мучительных года создала продукт, который так и не завоевал сколь-нибудь существенной доли рынка.

Почему Sony, у которой было все необходимое для успеха, не смогла сделать то, что Apple сделала за 8 месяцев? Территориально разрозненные подразделения Sony не умели работать вместе, демонстрировали так называемое «колодезное» мышление (silo thinking), не были заинтересованы в результатах совместной деятельности, а их руководители были больше озабочены реализацией собственных амбиций, чем достижением общих целей.

История с Brexit преподала корпоративным лидерам важный урок: если руководители взаимодействуют только на верхнем уровне и не заботятся о контакте между подразделениями, организация начинает разваливаться изнутри. С этим рано или поздно сталкивается любая крупная иерархическая структура.

Вы уверены, что не только ваши топ-менеджеры, но и сотрудники подразделений взаимодействуют друг с другом на ежедневной основе? Как синхронизированы интересы отдельных подразделений и компании в целом? Задумайтесь над этими вопросами, иначе своего собственного Brexit вам не избежать.


Другие статьи

11.11.2025

HR и L&D-тренды 2025: взгляд на Россию и на мир

Разберёмся, какие тренды определяют повестку HR и L&D и как они меняют саму суть работы с людьми
07.11.2025

Зачем руководителям взаимодействовать с лошадьми

Татьяна Попкова, тренер-эксперт CBSD, расскажет, как через контакт с лошадьми люди открывают для себя новые стороны лидерства, командности и доверия
05.11.2025

Сила микроинноваций

Бритни Коул, эксперт Blanchard, рассказывает о том, что убивает микроинновации, и как сделать их основой успеха бизнеса
01.11.2025

Уроки мотивации на примере неожиданной дружбы Маслоу и Франкла

Мы привыкли, что есть разные теории мотивации, каждую из которых мы рассматриваем по отдельности. Однако авторы некоторых совершенно непохожих друг на друга моделей не просто дружили, но и в постоянном диалоге дорабатывали свои идеи. Почитайте статью о том, как дружба с Виктором Франклом повлияла на взгляды Абрахама Маслоу — автора известной пирамиды потребностей.
14.10.2025

Как одно «зачем» превращает выступление в событие

Без цели даже блестящее выступление теряет смысл. Сергей Ясаков, тренер-эксперт CBSD, расскажет, как найти своё «зачем» и удержать внимание аудитории
06.10.2025

От хаоса к ясности: как тренеру выстроить выступление, чтобы его слушали

Статья Сергея Ясакова на РБК, где он делится двумя простыми инструментами, которые помогают выстроить ясную и запоминающуюся структуру любого выступления
29.09.2025

Ломаем барьеры инноваций: создаем инновационную команду из того, что есть

Статья Юлии Левиной, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, что критически важно поменять в компании, чтобы быть успешным в инновациях
26.09.2025

Когда обучение имеет цель

Статья Светланы Олифер, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, зачем ставить личные цели в лидерских программах — и как это работает
22.09.2025

5 причин системно заниматься производительностью труда и эффективностью

Почему производительность — это не про «работать больше», а про устойчивость, прибыль и рентабельность? 5 причин заняться ею системно — в статье экспертов CBSD
15.09.2025

Как правильно использовать силу комьюнити в образовании и развитии

Статья методолога CBSD Юлии Селезневой на РБК о том, как комьюнити может стать инструментом обучения и поддержки, когда времени на курсы нет, а знания нужны уже сегодня
04.09.2025

Почему инновации и изменения — это всегда командная игра

Бритни Коул и Джадд Хукстра делятся практическими рекомендациями: как превратить внедрение инноваций и изменений в командную игру
21.08.2025

Карьерные диалоги: инструмент, без которого лидер теряет людей

Статья тренера-эксперта CBSD Павла Галатенко на РБК о том, как проводить карьерные диалоги так, чтобы они работали на развитие, вовлеченность и удержание лучших
13.08.2025

Взрослые не учатся, если не понимают зачем

Екатерина Салахова, методолог CBSD, расскажет о том, как проектировать обучение, отталкиваясь от задач, а не от тем, чтобы оно было по-настоящему полезным
08.08.2025

Чтобы выживать и преуспевать, вовлекайте в инновации каждого

Доктор Кен Бланшар — соучредитель и Chief Spiritual Officer компании Blanchard® о том, как вовлечь в процесс инноваций всех сотрудников в своей организации
06.08.2025

Изгнание страха и поддержка инноваций

Бритни Коул — главный директор по инновациям (Chief Innovation Officer) и руководитель Blanchard Innovation Lab and Experience Center о том, как изжить страхи и развивать инновационность
04.08.2025

Мотивация 3.0: почему нас действительно может вдохновлять работа

Статья Наталии Лэм на РБК о том, что вам нужно знать про мотивацию 3.0: как уйти от кнута и пряника и наконец начать вдохновлять, а не подгонять
01.08.2025

Почему вас не слушают, и как это изменить за 7 секунд?

Что делать, если аудитория зевает, а вы ещё не успели дойти до сути? Почему одних слушают с интересом, а других — из вежливости? Всё решается в первые секунды. И именно в них можно выиграть — или проиграть.

15.07.2025

Кризис вовлеченности и дефицит развития: что делать компаниям в 2025 году

Татьяна Попкова поделится результатами исследования Gallup и расскажет, как справится с кризисом вовлеченности и дефицитом развития
30.06.2025

Как использовать теорию поколений в работе руководителя

Статья Светланы Олифер, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, как теория поколений помогает руководителям лучше понимать, мотивировать и слышать сотрудников разного возраста
10.06.2025

Тренды 2025 в области совокупного поощрения

WaW опросил 250 C&B специалистов во всем мире и составил рейтинг приоритетов в области совокупного поощрения на 2025 год
Наш веб-сайт использует Cookies для улучшения работоспособности веб-сайта, анализа использования данных сайта. Продолжая работу на веб-сайте, Вы даете свое согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой сайта в отношении персональных данных, опубликованной на нашем веб-сайте. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.