Дирижеры вместо командиров

Статья Игоря Корганова, директора по стратегии и развитию талантов, тренера-эксперта CBSD, для Harvard Business Review

desktop-1ofr.jpg

Футурологи и фантасты ХХ века ошибались. В начале нового тысячелетия человечество не покорило вселенную, не нашло принципиально новых источников неиссякаемой энергии, не победило болезни и голод. Революция произошла в такой, казалось бы, второстепенной области как коммуникации. Но именно благодаря цифровым технологиям цивилизация уже сейчас меняет себя изнутри. Человечество создало новую реальность, научилось жить в ней и строить принципиально новые системы связей и взаимоотношений.

Через несколько десятилетий цифровые технологии кардинально изменят все сферы человеческой жизни – от досуга и образования до науки, искусства и принципов ведения бизнеса. У поколения, рожденного в 2000-х, будут другие жизненные установки, модели поведения и стратегии управления. У лидеров будущего появятся новые подходы к решению задач. Чтобы сформировать эти подходы, нужно изучить ключевые факторы и понять законы, по которым будет функционировать общество через 30-50 лет. Чтобы воспитать достойных лидеров нового поколения, необходимо знать, кем и в какой среде они будут управлять.

Технический директор Google и известный футуролог Рэй Курцвейл публикует свои прогнозы с 1990-х годов. Многие из них уже сбылись – в 1990-м он предсказал, что компьютер победит чемпиона мира по шахматам, а в 1999-м предвидел появление дисплеев, встроенных в очки, и голосовых команд поисковикам. Как-никак Курцвейл трудится в самых высокотехнологичных компаниях, поэтому к его научно обоснованным пророчествам стоит прислушаться.

По мнению ученого, к 2020-му году компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом. К 2029-му году машины смогут пройти тест Тьюринга, доказывающий наличие разума. В 2040-м поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм, а пропускная способность интернета будет в 500 млн раз выше современной. В 2045-м году наступит эра технологической сингулярности, когда планета превратится в один большой компьютер, а технологии будут развиваться взрывными темпами.

Все это настолько сильно повлияет на цивилизацию, что традиционная система отношений и иерархия в обществе в корне изменятся.

Мир будущего останется многообразным, но при этом станет единым и взаимозависимым. Культуры разных наций не сольются, но от лидеров будущего потребуется общий подход и универсальные управленческие технологии.

К тому времени, когда компьютеры и роботы по уровню интеллекта сравняются с человеком, большая часть производства, торговли, сферы обслуживания и процессов жизнеобеспечения будет осуществляться машинами без нашего участия. Но это не означает, что машины оставят людей без работы.

Люди будущего станут более независимы в выборе образа жизни и трудоустройства, а система управления крупными структурами будет становиться все более плоской. Люди будут выполнять ту работу, на которую искусственный интеллект не способен в принципе. Сфера общения, обучение, коучинг, творческие профессии, работа, требующая интуитивных решений в нестандартных ситуациях, останутся за человеком. Да и сами люди, хочется верить, будут отдавать предпочтение общению друг с другом, а не с компьютерными программами.

Творческий и интеллектуальный потенциал огромного количества людей многократно вырастет. В условиях эффективной бездефицитной модели развития экономики человек будет обучаться новым специальностям всю жизнь, меняя профессии и места работы.

Что будет с людьми, у которых нет творческих способностей? Они будут их развивать. Потребность в интеллектуальном труде активизирует скрытый потенциал даже у тех, кто сегодня не чувствует себя конкурентоспособным в творческих профессиях. Люди склонны заниматься тем, что доступно. Когда потребность в физическом труде отпадет, огромные массы населения будут вынуждены развиваться интеллектуально. Последние исследования в области нейрофизиологии, в частности, открытие нейропластичности, выглядят в этом плане очень многообещающими.

В результате общий уровень развития интеллекта в обществе повысится, и большая часть населения будет заниматься тем, чем сейчас занята меньшая его часть, – умственным трудом. Даже если творческая работа не будет составлять львиную долю занятости для конкретного индивида, он сможет вносить свой оплачиваемый вклад в решение бизнес-задач посредством краудсорсинга. Это повлечет и резкое повышение требований к лидерам.

Рабочая среда руководителя будущего изменит традиционное понимание лидерства как отношений «начальник-подчиненный». Тотальный контроль и иерархия в бизнесе уйдут в прошлое, ведь те, кем управляют лидеры, станут более независимы, активны и требовательны.

Главная задача бизнес-лидеров будущего – создание творческой среды для людей, которых уже вряд ли можно будет назвать подчиненными или даже сотрудниками компании. Изменятся сами понятия «руководитель», «подчиненный», «наемный сотрудник». Это будут скорее партнеры, с которыми лидер взаимодействует на равных, не имея возможности принуждать их к труду.

Лидер перестанет быть командиром, а будет скорее дирижером, который координирует распределенные интеллектуальные ресурсы и вдохновляет сотрудников на достижение значимого для них результата. Лидер будущего должен стать в большей степени социологом и политтехнологом, способным оценить потенциал своей распределенной и многочисленной команды и направить ее творческую энергию на выполнение поставленных задач.

Мир будущего – это мир виртуального общения. Чтобы вдохновить и сплотить людей лидеру недостаточно будет обладать личным обаянием и ораторскими способностями. Лидер будущего должен точно определять эмоциональное состояние последователей (уже не подчиненных) по их поведению в сети. Это будет новый виток развития эмоционального интеллекта, адаптированного к новым условиям. Назовем этот навык виртуальным EI, или VEI. Культура и искусство виртуального общения станут основой лидерских стратегий, задача которых – объединять не людей, а их отдельные способности и мысли, вдохновлять представителей разных культур и социальных слоев на общие результаты.

Большинство нынешних лидеров бизнеса хотели бы видеть своих детей лидерами будущего. Но как их воспитать? Что должны для этого сделать родители, семья? Какая система образования сможет подготовить тех, кто будет вести за собой людей через 30-50 лет, в совершенно новых условиях, в мире, где изменятся привычные стандарты, связи и иерархия? Сегодня этими вопросами задаются не только родители, но и социологи, педагоги, психологи. Однозначных ответов и решений пока нет. Но если уже сейчас появилась потребность в этих ответах, значит, скоро появятся соответствующие методики и практики, а подготовка будущих лидеров, возможно, станет отдельным разделом прикладной науки.

__

Ссылка на оригинал статьи


Другие статьи

07.05.2025

5 важных принципов постановки целей и задач сотрудникам

В этой статье начнем разговор о 5 важных принципах постановки целей и задач сотрудникам и остановимся на 3 правилах выбора верных слов при формулировании цели
23.04.2025

9 способов выбрать тему проекта в лидерской программе обучения

Расскажем, как найти тему для проекта, которая будет вдохновлять и мотивировать
21.04.2025

5 пороков команды

Рассмотрим каждый из этих пороков, их проявления в реальных командах и, что более важно, способы, с помощью которых лидер может эффективно устранить эти проблемы.
17.04.2025

Понимать коллаборацию правильно… или нет?

В этой статье мы разберемся, как правильно понимать и внедрять коллаборацию внутри компании
24.03.2025

Онлайн-обучение: встроить нельзя игнорировать. Где ставить запятую?

Мы собрали 8 ключевых советов, которые помогут вам сделать онлайн-обучение не просто формальностью, а действительно работающим инструментом

14.03.2025

Как стать эффективным тренером: подходы, вызовы и вдохновение

Виктор Шеффер, тренер-эксперт CBSD рассказывает о том, что делает его работу вдохновляющей и результативной
26.02.2025

Как дизайн-мышление меняет подход к HR-инициативам

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказала, как HR-профессионалам применять дизайн-мышление на практике. 
19.02.2025

HR-перезагрузка: Stop – Start – Continue. Три шага в будущее

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказывает о методике Stop – Start – Continue и как ее можно использовать в стратегическом управлении и HR-консалтинге.
10.02.2025

Как сделать бизнес-тренинг живым и запоминающимся

Сергей Ясаков рассказывает о силе вопросов, ярких примерах, репетициях, мотивации и постоянном развитии
05.02.2025

Модели управления изменениями, которые используют Tesla, Google и Microsoft

Популярные концепции, которые помогают организациям во всем мире преодолеть источники сопротивления и добиваться ощутимых результатов от изменений
03.02.2025

Как сделать тренинги эффективными и увлекательными

Юлия Яковлева, старший бизнес-тренер CBSD, делится своими профессиональными приемами, которые помогают создавать эффективные и увлекательные тренинги
30.01.2025

HR/L&D тренды 2025

Представляем вашему вниманию шестой ежегодный отчет Blanchard о трендах в HR/L&D
19.11.2024

От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard

Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!

18.11.2024

Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов

Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой

13.11.2024

Исследование вызовов, стоящих перед руководителями

Делимся результатами опроса компании The Ken Blanchard Companies® более 800 менеджеров о том, с какими проблемами сталкиваются менеджеры, и как они с ними справляются. 
07.11.2024

7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса

Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой, руководителя направления Digital и эксперта в разработке цифровых образовательных проектов CBSD
17.10.2024

Как эффективно провести оценку обучения

Международное исследование
Проведено международным партнером CBSD – Ассоциацией по развитию талантов ATD (Association for Talent Development)
20.09.2024

Создаем «голубой океан» в бизнесе: открываем суперсилы сотрудников

Игорь Корганов, эксперт CBSD, делится своим опытом, как использовать концепцию «голубого океана» применительно к сотрудникам и раскрыть их супер способности
18.09.2024

Этапы разработки онлайн-курса

В этой статье Людмила Крылова, руководитель ХИТ (Хаба информационных технологий в обучении) тренинговой компании CBSD рассказывает о поэтапном плане создания онлайн-курса, начиная от определения цели до окончательной оценки его эффективности. Людмила разработала более 250 онлайн-уроков, развивающих софт скиллс, для крупных российских компаний
23.08.2024

Когда бизнес-обучение в радость

Когда бизнес-обучение в радость