Статьи

Персонализация в обучении на практике: как глобальные вызовы формируют новые тренды отрасли

С уверенностью можно сказать, что 2020-й год точно стал временем переоценок. Проверку на прочность проходят личные и бизнес-стратегии, ценность навыков, востребованность того, что мы предлагаем другим.

413ec717.jpg

И всё это — не в кино, а в жизни, похожей на сюрреалистический роман. Ещё меньше повезло недавним прогнозам. Ведь о многих планах годичной давности сегодня лучше не вспоминать… Очевидно, что тренды корпоративного обучения 2018-19-го в этом году не только не утратили актуальность, но и превращаются из новаций в стандарт. Подтверждение тому — один из наших проектов в CBSD Thunderbird, показавший, что отрасль движется в верном направлении: и она движет нас, а мы — её.

В течение двух предыдущих лет мы видели наибольшую перспективу в том числе в микрообучении, персонализации, трансфере знаний, в экосистеме развития и в дистанционном обучении. Так старт в 2018-м направления CBSD Digital мы рассматривали как необходимый шаг в уже наступающее завтра. Идти в ногу со временем в числе лучших всегда помогает установка: ставить на то, что определяет контур ближайшего будущего.

Что 2020-й принёс в нашу отрасль? Строго говоря, «завтра» наступило сразу после полудня… В один миг дистанционное обучение перестало быть перспективным форматом. Действительно, сейчас оно — просто единственная опция. Именно это изменение ландшафта доказало актуальность наших недавних ориентиров — трендов последнего времени — и наметило новые. Но обо всём по порядку.

Как самой сложной проблемой оказывается та, которую не замечают?

Проект, о котором пойдет речь, начинался для нас привычно. Крупная инжиниринговая компания обратилась к нам за разработкой программы развития для управленческой команды на 2019-й год. Как часто бывает в подобных случаях, подразделение T&D компании-клиента запросило готовые решения из нашего портфеля – лучшие мировые практики командного взаимодействия, которые команда руководителей смогла бы применить у себя.

Детали запроса выглядели понятно: компания хотела научить руководителей высокого уровня эффективно работать в команде с коллегами из смежных отделов и работать с командами своих подчиненных, перенося лучшие практики сверху вниз. С остальным они справлялись прекрасно. Люди просто не знали, как нужно взаимодействовать, оттого кросс-функциональные задачи сбоили.

Совместно с коллегами со стороны клиента мы разработали многокомпонентную программу на весь 2019-й год. Курс состоял из очных сессий, дистанционных вебинаров, проводимых тренерами, и уроков для самостоятельного обучения на образовательной платформе. Мы включили в него только проверенные методики и упражнения. Программа стартовала.

…То, что идёт она как-то не так, стало понятно почти сразу…

На очных сессиях не происходило ничего необычного. Участники слушали тренеров, естественно реагировали на шутки, вели записи, отвечали на вопросы, бодро посещали кофе-брейки. А вот работа в дистанционном формате не клеилась. На групповых синхронных курсах многие слушатели были с выключенными камерами, не всегда и не у всех была возможность включить микрофон, избегали активного участия в упражнениях, отвечали, когда требовался ответ.

Выбора не оставалось: нам нужна была обратная связь — причём срочно, поскольку курс уже начался. Мы сразу подключили чаты, начали общаться с участниками, воспользовались разными инструментами диагностики, доступными на этом этапе.

Пазл собрался довольно быстро.

Во всём многообразии полученных ответов сквозило несколько общих тем — маркеров того, что именно произошло:

1. Участники не считали информацию о методах взаимодействия и организации командной работы настолько критически важной для их текущей деятельности, чтобы начать заниматься этим вопросом прямо сейчас. Квалифицированные менеджеры и инженеры с большим опытом решения сложных задач не находили подтверждения важности вопроса ни в посылах ГД, ни в посылах своих вышестоящих руководителей, скорее все было наоборот – применять и пробовать командную модель взаимодействия, построенную на доверии выглядело неэффективно и крайне опасно для собственного имиджа профессионала.

2. Свою вовлечённость в учебный процесс слушатели оценивали как приемлемую. При этом некоторые признались, что отключали не только камеру, но и микрофон — чтобы иметь возможность заниматься чем-то своим, отвечая, лишь когда спрашивали их лично. Ведь ровно так они вели себя и на работе, реагируя на формальные запросы и выдавая вовне только требуемую информацию.

3. Отсутствие постоянного рабочего взаимодействия в своей компании участники не считали проблемой. Слова «команда» и «коллектив» здесь воспринимались как синонимы. Сбои в проектах объяснялись недостатками отдельных сотрудников. Тот или иной менеджер порой отмечал, что его работе заметно помогло бы, узнай компания просто больше о нём, возглавляемых им людях, их вкладе в общее дело. Но самим человеком это никак не связывалось с темами занятий.

Итак, проблемой, требующей решения, оказалось совсем не отсутствие командных компетенций. Взаимодействие, почти близкое к никакому, воспринималось как норма — в этом была проблема, отсюда следовал и набор задач, которые следовало решать.

Фоном также шла неготовность серьезных образованных людей пассивно слушать и тратить свое время на вебинарах на то, что они могли и так вечером прочитать в уютной обстановке на кухне (даже если речь идет о мировых практиках, подходах и кейсах из их сферы). «Если уж и инвестировать во что-то время, то это должна быть практика, основанная на рабочих ситуациях и рабочем контексте».

Как внешний вызов заставил нас сфокусироваться на главном

Стало ли случившееся для нас сюрпризом? Конечно, нет.

Персонализация образовательных программ — их корректировка под особенности опыта и восприятия информации слушателями — тренд не новый. Поэтому и вопрос о неизбежности этапа диагностики перед разработкой некоторых курсов для нас — не новость тоже. Но как быть, если ещё совсем недавно лишь очень немногие компании решались перед началом обучения «подпускать» создателей курсов к своим сотрудникам? Конечно, универсальные «коробочные» решения и хороши, и эффективны. Но это совсем не значит, что вы никогда не встретите слушателей, которым здесь и сейчас подобные программы почему-то не подходят.

Преобладание очного формата в славные «доковидные» времена позволяло такие сбои выявлять и корректировать — усилиями тренеров в процессе учёбы. Тренер, видя сложность восприятия материала участниками, может поменять многое: от добавления (или исключения) практических упражнений, шуток и лирических отступлений до пролистывания не подходящих группе слайдов. Это, конечно, тоже не дело, но, проводя «неперсонифицированные» курсы, все мы с таким сталкивались.

Дистанционный формат, имея свои плюсы, серьезно сокращает поле для привычного манёвра. И выбора не остаётся: чтобы обеспечить эффективность обучения, мы должны менять технологию подготовки программ. И «мы» здесь — это и провайдер образовательных продуктов, и компания-клиент.

Эффективно и правильно, на наш взгляд, совмещать эти два подхода: использовать коробочное решение и при этом максимально кастомизировать программу под конкретную целевую аудиторию и ее бизнес задачи.

Конечно, представители T&D заказчика приходят не с пустыми руками. В течение всего года они разрабатывают и внедряют групповые и индивидуальные планы развития, общаются с руководителями и сотрудниками, знают компанию изнутри.

Однако, при всём объёме задач T&D не является внутренним консалтингом, который был бы призван на постоянной основе выявлять организационные проблемы и предлагать их решения — в том числе и с нашей помощью. С другой стороны, мы знаем индивидуальные стили тренеров и особенности курсов. Мы можем изменить, адаптировать и программу, и форму её подачи. Но для этого на этапе подготовки нам нужно довольно много узнать о слушателях и о команде в целом.

Готовы ли компании пускать нас дальше переговорной для внешних партнеров? Еще пару лет тому назад мы ответили бы, что это, скорее, исключение, чем правило. Но сегодня очевиден новый важный тренд.

Реалии удаленной работы и перехода на дистанционное обучение показывают, что способы подачи и содержание курсов должны быть ещё более гибкими и персонифицированными. Разработка такой учебной программы требует от нас не просто взаимодействия с T&D клиента как с заказчиком. Необходимо совместное исследование организационного контекста и важных, с точки зрения темы и формы курса, личных и профессиональных особенностей будущих слушателей.

И что важно, процесс уже начался: неизбежность нового подхода осознается как провайдерами обучающих программ, так и компаниями-клиентами. Как, действуя по-новому, мы находим решения новых задач. Вернёмся к нашему проекту.

Проведя экспресс-диагностику и сделав выводы, совместно с коллегами из T&D заказчика мы полностью пересмотрели подход. Переобуваться пришлось, что называется, на ходу.

Во-первых, мы максимально сократили то, что могло выглядеть, как теория, и оттого восприниматься в штыки.

Во-вторых, исключённые лекционные форматы мы заменили практическими упражнениями и задачами, безальтернативно требующими от слушателей так или иначе вступать во взаимодействие.

В-третьих, каждое упражнение мы выстроили так, чтобы в итоге участник обязательно видел результат. Причём таким результатом была не только оценка тренером или прохождение теста, но и практически мгновенное улучшение взаимодействия или даже просто контакта с другими слушателями — стоило лишь предпринять те или иные рекомендованные шаги. И курс заработал. В 2019-м он дал заказчику именно то, что требовалось на старте: новый качественный уровень командной работы.

Поэтому совсем не удивительно, что программу 2020-го мы разрабатывали по-новому. Вместе с коллегами из компании-клиента мы начинали с чистого листа, исходя не из того, что есть у нас или на рынке, а из того, что нужно и что сработает. Для этого процесса мы выбрали модель дизайн-мышления. Она позволяла сократить продолжительные аналитические этапы при диагностике и разработке курса, поскольку стремительность глобальных изменений в начале года оставляла нам не так много времени.

В итоге то, как программа проходит сейчас, укрепляет в нас уверенность в том, что:

  1. Представления о трендах отрасли, которые мы закладывали в свои планы, оказались абсолютно верны.
  2. Переход на новый уровень взаимодействия с компаниями-клиентами для персонализации программ дистанционного обучения — и безальтернативно перспективное направление в ближайшем будущем, и актуальное уже сегодня.
  3. По сути, переход начался. Это осознаем мы, это становится очевидным для наших клиентов, и всё больше и больше подобных кейсов мы встречаем на рынке.

Людмила Крылова, руководитель направления CBSD Digital

Ольга Романова, архитектор учебного опыта и ведущий методолог диджитал-решений CBSD Digital

__

Ссылка на оригинал статьи

Другие новости и статьи

20.05.2022

Контроль: страхи и предубеждения

Дата: 7 июня 2022
Время: 16:00 – 17:00
Место: Zoom
Формат: бесплатный вебинар...
18.05.2022

Устойчивость компаний через адаптивность сотрудников

26 мая с 10:00 до 12:00 CBSD в партнерстве с журналом "Льготы и Бенефиты" приглашает вас на встречу для обсуждения трендов в области well-being программ...
04.05.2022

CBSD возобновляет традицию очных встреч представителей C&B сообщества

23 апреля в CBSD прошла церемония награждения выпускников сертификационной программы международными сертификатами GRP.
25.04.2022

Эмоджмент 2.0. Как укротить «расшалившиеся» эмоции

Дата: 24 мая
Время: 16:00 – 18:00
Место: Zoom
Формат: бесплатный вебинар...
25.04.2022

Как перестать быть «начинающим» и стать эффективным руководителем

Дата: 18 мая
Время: 16:00 – 17:00
Место: Zoom
Формат: бесплатный вебинар
Тема: Как перестать быть «начинающим» и стать эффективным руководителем
15.03.2022

Новая глава

Наша компания меняет свои логотипы. Сейчас расскажем, почему
28.02.2022

CBSD на HR Expo 2022

1 и 2 марта в Москве состоится одно из самых значимых HR-событий России – выставка и конференция HR Expo
31.01.2022

Победа в номинации Blanchard Global Partner Award

В конце января 2022 The Ken Blanchard Companies в рамках глобальной конференции подвели итоги прошлого года среди партнеров компании
16.12.2021

Чему и как хотят учиться профессионалы HR. Исследование CBSD

Во 2–3-м кварталах 2021 года мы провели исследование мнений HR-профессионалов о развитии и обучении. А в конце ноября встретили гостей на вебинаре «Развитие карьеры в HR. Поможет ли международная сертификация?».
23.09.2021

Главное о вознаграждении

Приглашаем вас первыми узнать о трендах в области компенсаций и льгот на 2022 год
12.08.2021

На передовой мировой HR индустрии

CBSD Thunderbird собирает делегацию для участия в самой большой международной выставке по развитию и обучению – ATD 2021 International Conference & Exposition.
23.07.2021

Доверие внутри организации во времена перемен

Посетите вебинар нашего партнера Blanchard о построении доверии в организации
16.07.2021

Международная сертификация SHRM-S/CP: в чем ценность международного сертификата для профессионала в области HR?

Приглашаем вас 28 июля на вебинар Ассоциации SHRM, на котором международный преподаватель доктор Константин «Дино» Киритсис более детально расскажет непосредственно о самой сертификации SHRM, о том, как готовиться и сдать сертификационный экзамен с первого раза.
22.05.2021

Как CusDev помогает остановить игру в «испорченный телефон» при разработке образовательных продуктов?

Постпандемическое смещение фокуса на рынке корпоративных образовательных решений: глубокое исследование потребностей бизнеса — основа для разработки программ.
11.05.2021

Как функция обучения и развития пережила «эпоху» COVID-19? Взгляд изнутри. Результаты исследования

14 мая в 12:00 по московскому времени состоится презентация результатов исследования «Влияние пандемии на корпоративное обучение».
15.04.2021

На старте полезнее учиться руководить кем-нибудь знакомым. Например, собой...

Программа «Руководство собой» от CBSD Thunderbird и The Ken Blanchard Companies позволяет задуматься о подходах к развитию проактивности у нового поколения сотрудников.
12.04.2021

Как международным предпринимателям и компаниям вести бизнес с современной Россией?

8 апреля в рамках круглосуточного онлайн-марафона, посвященного началу празднования 75-летия Школы Глобального Менеджмента Thunderbird, состоялась панельная дискуссия “Doing Business with Modern Russia”, организованная CBSD Thunderbird, российским хабом бизнес-школы.
22.03.2021

CBSD Thunderbird на HR TECH&EXPO EXCLUSIVE

C 22 по 26 марта состоится HR TECH&EXPO EXCLUSIVE. CBSD Thunderbird выступает официальным партнером мероприятия и приглашает своих клиентов и партнеров на специальный блок выступлений от нашей компании.
02.03.2021

Мастер-класс «Где тот тумблер, который включает ответственность сотрудников?»

Приглашаем вас на мастер-класс для T&D-профессионалов и руководителей «Где тот тумблер, который включает ответственность сотрудников?», который состоится 11 марта с 17:00 до 18:00. Мастер-класс проводится компанией CBSD Thunderbird совместно с ТренингСпэйс.
12.02.2021

Влияние пандемии на корпоративное обучение

Приглашаем вас принять участие в исследовании изменений, которые произошли в функции корпоративного обучения за последнее время.