На пределе: как совладать с гневом и стать счастливой

Если вы хотите управлять своей жизнью, научитесь осознавать негативные эмоции и работать с ними. Статья Ольги Вяткиной, тренера-эксперта CBSD, для Forbes Woman

1be7fab3.jpg

Представьте, что на работе вас не пригласили на значимую встречу, не вовлекли в интересный проект, не поставили в копию переписки. Вы переживаете. Вы думаете об этом на работе и вне ее. И даже за уютным семейным ужином тревожные мысли не дают вам покоя. В вашей голове вы ведете диалог с ключевыми людьми, связанными с этой ситуаций, подбираете аргументы. Вы даже не ощущаете вкус любимого блюда, и рисунки ваших детей уже не радуют. Под давлением этой ситуации теряете живость, спонтанность, беззаботность и радость. Возмущение и тревога переполняют вас.

Кому знакомо это состояние? Чувства управляют нами. Они затопляют нас, изматывают, лишают сна, легкости, покоя. Не мы управляем своей жизнью, а наши эмоции управляют нами.

Про счастье и гнев

Вряд ли можно назвать жизнь под давлением возмущения и тревоги счастливой. И очень жаль, так как счастье — наше естественное здоровое состояние. Основываясь на исследованиях специалистов из Института неврологии и психологии Университета Глазго, опубликованных в журнале «Current Biology» (https://www.cell.com/current-biology/fulltext/S0960-9822(13)01519-4), сейчас выделяются только четыре эмоции, которые психологи называют базовыми. Это счастье (радость), гнев, печаль и страх. Упомянутое выше возмущение — это средняя степень гнева, а тревога — начальная степень страха.

Давайте представим младенца, который недавно родился. Когда его согрели, накормили и он заснул, он испытывает полное счастье. Это его естественное состояние. Он хотел бы оставаться в нем бесконечно. Однако вскоре он намок и проголодался. Он начинает плакать, призывая мать, чтобы она его накормила. Но если женщина замешкалась, то вскоре младенец начинает не просто плакать, а кричать. Он в гневе! У него есть острая потребность. Он хочет есть! И гнев ему просто необходим для выживания. Если бы ему надлежало быть только тихим и улыбчивым, он бы просто умер от голода и холода. Поэтому крик, в котором выражается гнев младенца, нужен ему, чтобы заявить о своих потребностях, удовлетворить их и вернуться в счастье.

Итак, эмоции нужны нам для жизни. Нет плохих и хороших эмоций. Чем интенсивнее эмоция, тем важнее для нас потребность, которую необходимо удовлетворить. Соответственно, эту потребность нам надо определить, выразить и найти возможность удовлетворить, чтобы приблизиться к состоянию счастья. Поэтому если мы хотим управлять своей жизнью, быть счастливыми, нам надо управлять нашими эмоциями.

Два шага в управлении своими эмоциями

Возьмем, например, гнев. Он сигналит о том, что человек хочет сделать или получить что-то, но кто-то или что-то препятствует ему в этом. В классике психологии эмоция гнева всегда возникает в ответ на препятствие, которое требует устранения. Как в нашем кейсе: вы хотите проявить и реализовать свою профессиональную компетентность в интересном проекте, а кто-то случайно или специально не дает вам этого сделать. Вы хотите получить признание за проект, а кто-то мешает вам. Гнев здесь так понятен. Что вам делать с этим гневом? Как им управлять? Подавить? Сделать вид, что все хорошо? Переключиться на что-то приятное и поскорее забыть о рабочем напряжении?

Ответ: «нет»! Если вы не воспользуетесь гневом сейчас, то следующая рабочая неделя будет эмоционально тяжелее предыдущей. Ваша разобщенность с коллегами будет разрастаться. Вы все меньше будете иметь энергии, чтобы общаться с коллегами, включаться в рабочие обсуждения, предлагать идеи, и вас опять не пригласят на очередную важную встречу.

Поэтому гневом надо управлять.

Первым шагом на пути управления гневом или другой эмоцией является ее осознание. Останьтесь наедине с собой. Спросите себя: «Что я чувствую? Почему? Какая у меня потребность? Чего я хочу? Насколько для меня это важно? Могу ли я от этого отказаться и/или этого не делать?».

Если вы нашли вашу потребность и поняли, что отказаться от нее вы не можете, то вторым шагом будет донесение до значимых людей вашей потребность.

Опишите им потребность, скажите, почему она такая сильная, и то, что отказаться от нее вы не можете.

Другие статьи

07.05.2025

5 важных принципов постановки целей и задач сотрудникам

В этой статье начнем разговор о 5 важных принципах постановки целей и задач сотрудникам и остановимся на 3 правилах выбора верных слов при формулировании цели
23.04.2025

9 способов выбрать тему проекта в лидерской программе обучения

Расскажем, как найти тему для проекта, которая будет вдохновлять и мотивировать
21.04.2025

5 пороков команды

Рассмотрим каждый из этих пороков, их проявления в реальных командах и, что более важно, способы, с помощью которых лидер может эффективно устранить эти проблемы.
17.04.2025

Понимать коллаборацию правильно… или нет?

В этой статье мы разберемся, как правильно понимать и внедрять коллаборацию внутри компании
24.03.2025

Онлайн-обучение: встроить нельзя игнорировать. Где ставить запятую?

Мы собрали 8 ключевых советов, которые помогут вам сделать онлайн-обучение не просто формальностью, а действительно работающим инструментом

14.03.2025

Как стать эффективным тренером: подходы, вызовы и вдохновение

Виктор Шеффер, тренер-эксперт CBSD рассказывает о том, что делает его работу вдохновляющей и результативной
26.02.2025

Как дизайн-мышление меняет подход к HR-инициативам

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказала, как HR-профессионалам применять дизайн-мышление на практике. 
19.02.2025

HR-перезагрузка: Stop – Start – Continue. Три шага в будущее

Наталия Ембулаева, тренер-эксперт CBSD, рассказывает о методике Stop – Start – Continue и как ее можно использовать в стратегическом управлении и HR-консалтинге.
10.02.2025

Как сделать бизнес-тренинг живым и запоминающимся

Сергей Ясаков рассказывает о силе вопросов, ярких примерах, репетициях, мотивации и постоянном развитии
05.02.2025

Модели управления изменениями, которые используют Tesla, Google и Microsoft

Популярные концепции, которые помогают организациям во всем мире преодолеть источники сопротивления и добиваться ощутимых результатов от изменений
03.02.2025

Как сделать тренинги эффективными и увлекательными

Юлия Яковлева, старший бизнес-тренер CBSD, делится своими профессиональными приемами, которые помогают создавать эффективные и увлекательные тренинги
30.01.2025

HR/L&D тренды 2025

Представляем вашему вниманию шестой ежегодный отчет Blanchard о трендах в HR/L&D
19.11.2024

От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard

Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!

18.11.2024

Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов

Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой

13.11.2024

Исследование вызовов, стоящих перед руководителями

Делимся результатами опроса компании The Ken Blanchard Companies® более 800 менеджеров о том, с какими проблемами сталкиваются менеджеры, и как они с ними справляются. 
07.11.2024

7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса

Полное руководство по созданию онлайн-курса от Людмилы Крыловой, руководителя направления Digital и эксперта в разработке цифровых образовательных проектов CBSD
17.10.2024

Как эффективно провести оценку обучения

Международное исследование
Проведено международным партнером CBSD – Ассоциацией по развитию талантов ATD (Association for Talent Development)
20.09.2024

Создаем «голубой океан» в бизнесе: открываем суперсилы сотрудников

Игорь Корганов, эксперт CBSD, делится своим опытом, как использовать концепцию «голубого океана» применительно к сотрудникам и раскрыть их супер способности
18.09.2024

Этапы разработки онлайн-курса

В этой статье Людмила Крылова, руководитель ХИТ (Хаба информационных технологий в обучении) тренинговой компании CBSD рассказывает о поэтапном плане создания онлайн-курса, начиная от определения цели до окончательной оценки его эффективности. Людмила разработала более 250 онлайн-уроков, развивающих софт скиллс, для крупных российских компаний
23.08.2024

Когда бизнес-обучение в радость

Когда бизнес-обучение в радость