Как сделать бизнес-тренинг живым и запоминающимся
Бизнес-тренинги стали неотъемлемой частью развития современного бизнеса. Однако просто следовать сценарию и зачитывать слайды — это уже нерабочая схема. Все больше участников ждут энергию, вовлечение и эмоциональную связь с тренером. Как добиться этого? Сергей Ясаков, бизнес-тренер компании CBSD, рассказывает о проверенных методах и подходах.
1. Волшебная сила вопроса. Вопрос способен вовлечь аудиторию с первой секунды. Например, прежде чем показать статистику из исследования, попросите участников предположить результаты. Например, вы можете спросить: "Как вам кажется, какой процент опрошенных считает, что их руководитель придерживается только одного стиля работы?". Такой прием заставит думать и обсуждать, а значит, уже вовлечены в процесс.
2. Вступление и заключение как ключ к успеху. Первое и последнее впечатление запоминаются больше всего. Эти части лучше учить наизусть, потому что это помогает снизить уровень стресса, освободить мозг для контроля волнения и сосредоточиться на осознанных действиях. Кроме того, если обстоятельства требуют сократить основную часть, четко выученные вступление и заключение позволят сохранить основное послание неизменным.
3. Копилка примеров. Голая теория — это скучно и малоэффективно. А вот теория, подкрепленная реальными примерами, — это совсем другое дело!
Как тренер, заранее заготовьте себе несколько примеров на каждую из тем, которые вы собираетесь обсуждать.
Лично я в начале каждого тренинга прошу участников приводить свои примеры: из личного опыта, из фильмов, из того, что они видели или слышали. Примеры всегда работают лучше, чем просто теория.
Заведите себе за правило создавать "копилочку" с примерами. Это могут быть как ваши собственные примеры, так и те, которыми делятся участники во время тренинга. С разрешения участников вы можете использовать эти примеры в будущих тренингах.
4. Сила репетиции. Почему репетировать - это важно? Когда мы мысленно проговариваем текст, все кажется легко и гладко. Но, стоит открыть рот, как... здравствуй, ступор!
Проговаривая вслух, вы получаете множество преимуществ:
· контроль времени
· улавливание нестыковок и сложных переходов
· запоминание материала
Один из последних трендов в репетициях — сначала рассказывать свою историю вслух, а потом писать заметки. Это помогает выстроить ваш рассказ в единую и плавную историю.
5. Важность личной мотивации. Тренер должен искренне верить в тему тренинга!
Так в тренинге по оптимальной мотивации выделяют шесть статусов, в которых мы можем находиться каждый день, решая конкретные задачи:
1. Автоматический статус: нам все равно, мы делаем на автомате, без осознанности и смысла
2. Внешняя мотивация: мы делаем что-то ради награды, материальной или нематериальной
3. Навязанный статус: мы действуем из страха или чувства вины, избегая наказания
4. Согласованный статус: мы видим и понимаем ценность и пользу от своих действий
5. Интегрированный статус: мы не только видим смысл, но и получаем искреннее удовольствие
6. Поток: на первое место выходит сам процесс
Оптимальная мотивация — это согласованный, интегрированный статус и поток.
Для того, чтобы тренинг прошел успешно, важно, чтобы вы сами видели ценность и пользу в том, что делаете. Если вы не верите в свои слова, не ждите хороших результатов. Если сумеете найти, в первую очередь для себя, интерес и смысл в том, что делаете, и поделитесь этим с участниками — результат будет потрясающим.
6. Постоянное развитие. Никогда не останавливайтесь на достигнутом.
Тренинги словно живой организм. Не бывает двух абсолютно одинаковых тренингов — каждый раз я узнаю что-то новое от своей аудитории, читаю, вижу, сталкиваюсь с интересными ситуациями. И всё это обязательно использую на следующем тренинге. Есть такие хорошие слова — "насмотренность" и "наслышанность". Это наше всё!
То, что вы услышали, увидели, узнали и считаете ценным, сразу же используйте в очередном тренинге.
Например, недавно на вручении Оскара у Эммы Стоун лопнуло платье. Она элегантно вышла из этой ситуации, и я тут же поделился этим примером на тренинге по навыкам презентации. Участники были в восторге! Свежий пример, хорошая практика.
Вовлечение и живая эмоция — основная сила бизнес-тренера. Применяя эти простые и проверенные приемы, вы можете сделать каждый свой тренинг запоминающим и эффективным. Проверено — работает!
Другие статьи
Как стать эффективным тренером: подходы, вызовы и вдохновение
Как дизайн-мышление меняет подход к HR-инициативам
HR-перезагрузка: Stop – Start – Continue. Три шага в будущее
Как сделать бизнес-тренинг живым и запоминающимся
Модели управления изменениями, которые используют Tesla, Google и Microsoft
Как сделать тренинги эффективными и увлекательными
HR/L&D тренды 2025
От любви к результату. Почему детали решают всё в обучении. Инсайты с конференции Blanchard
Анна Кирин, президент CBSD, делится опытом и инсайтами, привезенным с конференции Blanchard, где ключевыми темами стали измерение эффективности обучения, создание устойчивых изменений в поведении сотрудников, важность индивидуального подхода в обучении и… любовь!
Как создать эффективную команду для разработки онлайн-курсов
Интервью с руководителем направления ДИДЖИТАЛ Людмилой Крыловой
Исследование вызовов, стоящих перед руководителями
7 ошибок и 10 лайфхаков при создании онлайн-курса
Как эффективно провести оценку обучения
Проведено международным партнером CBSD – Ассоциацией по развитию талантов ATD (Association for Talent Development)