Говорить честно, ошибаться умно, развивать системно: 3 идеи с ATD25

Перед вами краткий обзор трех актуальных инструментов и подходов, которые были представлены на международной конференции ATD 2025 и получили внимание профессионального сообщества в сфере обучения и развития. Эти инструменты отвечают на вызовы времени: необходимость говорить о трудных вещах, быстро убеждать бизнес, создавать устойчивую культуру роста и использовать ошибки как ресурс.

Каждый из них применим в практике L&D: для тренеров, разработчиков программ, бизнес-партнеров по обучению и организационному развитию.

Инструмент 1. Crucial Conversations (VitalSmarts)

Crucial Conversations — это авторская модель коммуникации от VitalSmarts (ныне Crucial Learning), разработанная для того, чтобы научить людей вести сложные, эмоционально заряженные разговоры, не разрушая отношения и не избегая темы. Модель помогает трансформировать разногласия в диалог и достигать лучших результатов в работе и в личных отношениях.

Говорить честно, ошибаться умно, развивать системно: 3 идеи с ATD25

BEFORE: подготовка к разговору

Get Unstuck — Определите, действительно ли ситуация требует «критического разговора». Используй CPR:

  • Content (содержание): разовая проблема.
  • Pattern (модель): повторяющаяся ситуация.
  • Relationship (отношения): разрушение доверия.

Master My Stories — Выявите свои внутренние интерпретации. Раздели:

  • Факты: что действительно произошло;
  • Истории: какие эмоции и интерпретации ты добавил.

Start with Heart. Уточните свои цели: что ты действительно хочешь для себя, для другого, для отношений?

DURING: ведение разговора

Learn to Look — Следите за признаками молчания (silence) и словесной агрессии (violence) — это индикаторы потери безопасности в разговоре.

Make It Safe — Используйте Контрастирование: «Я не хочу сказать, что ты виноват… Я хочу понять, что произошло и как мы можем решить это вместе».

STATE My Path

  • Share your facts (Поделитесь фактами): «Я заметил, что…»
  • Tell your story (Расскажите историю): «Мне кажется, что…»
  • Ask for others’ paths (Спросите, как другие то видят): «Как ты это видишь?»
  • Talk tentatively: избегайте категоричных суждений.
  • Encourage testing: поощряйте диалог, а не монолог.

Explore Others’ Paths — Используйте инструменты:

Mirroring (Зеркальное отображение): «Ты говоришь, что все нормально, но я вижу по тону…»

Paraphrasing (Парафраз): «То есть ты говоришь, что…»

Priming («Прайминг»): «Ты беспокоишься, что если мы сделаем это…?»

Seek Mutual Purpose — Найди или создай общую цель, ради которой оба участника готовы вести диалог.

AFTER: действия по итогам

Move to Action — Конкретизируй:

  • Кто?
  • Что сделает?
  • К какому сроку?
  • Как будет отслеживаться результат?

ABC Response (если разговор инициировал другой)

  • Agree (Согласитесь): «Да, согласен с этим…»
  • Build (Добавьте): «Добавлю, что…»
  • Compare (Сравните): «Я вижу это иначе. Давай сравним…»
Говорить честно, ошибаться умно, развивать системно: 3 идеи с ATD25

Ценность для специалистов по обучению и развитию.

Crucial Conversations — ключевой инструмент для создания культуры открытого диалога. Подходит для тренингов по управлению командами, ведению переговоров, развитию эмоционального интеллекта. Также может быть встроен в программы адаптации, лидерства и карьерного роста. Используется как в живом формате, так и в онлайн-симуляциях.

Инструмент 2. Типология провалов

Из выступления Эми Эдмонсон (Amy Edmondson) ключевым инструментом является типология ошибок (Failure Typology), которая помогает организациям переосмыслить отношение к провалам и использовать их как источник обучения и инноваций.

Эми Эдмонсон выделяет три типа ошибок, каждый из которых требует разного подхода и имеет разную природу.

1. Базовые ошибки (Basic Failures)

  • Характеристика: Простые ошибки, вызванные нарушением известных процедур, человеческими ошибками или невнимательностью.
  • Контекст: Известная ситуация, в которой есть проверенные правила.
  • Пример: Сотрудник Citibank в 2020 году по ошибке перевел $900 млн, нажав не ту кнопку в форме.
  • Решение: Такие ошибки надо предотвращать с помощью стандартов, обучения, инструкций.

2. Сложные ошибки (Complex Failures)

  • Характеристика: Возникают из-за сочетания множества факторов, ни один из которых сам по себе не привел бы к провалу.
  •  Контекст: Переменная среда с частично известными параметрами.
  • Пример: Крушение танкера Torrey Canyon в 1967 году: сочетание усталости капитана, течений, плохой видимости и механической поломки.
  • Решение: Необходимо уделять внимание взаимодействию систем, проводить анализ инцидентов, разбирать причины комплексно.

3. Интеллектуальные ошибки (Intelligent Failures)

  • Характеристика: Ошибки, возникающие в ходе экспериментов в новой, неизведанной области. Они неизбежны и полезны.
  • Контекст: Новизна, неопределенность, отсутствие проторенных путей.
  • Пример: Компания Eli Lilly тестировала новый препарат от рака, но на этапе клинических испытаний он не дал ожидаемого результата. Это был сознательный, оправданный риск.
  • Решение: Эти ошибки нужно принимать, анализировать и использовать как точки роста. Они — основа инноваций.

 Критерии «интеллектуальной ошибки»

Чтобы ошибка считалась интеллектуальной, она должна соответствовать следующим 4.5 условиям:

  • Это действительно новая территория
  • Делалось ради разумной цели, а не ради эксперимента ради эксперимента
  • Проведена предварительная подготовка (анализ, расчеты)
  • Ошибка — как можно меньшая по масштабу
  • После нее сделаны выводы, уроки распространены в организации
Говорить честно, ошибаться умно, развивать системно: 3 идеи с ATD25

Организационный вывод

«Fail well» — значит предотвращать первые два типа и активно извлекать уроки из третьего. Этот инструмент помогает организациям формировать культуру, в которой ошибки — не повод для страха, а основа обучения и роста.

Ценность для специалистов по обучению и развитию

Модель помогает переосмыслить подход к ошибкам — не как к провалам, а как к точкам роста. Особенно полезна при внедрении культуры психологической безопасности, поддержке инноваций и agile-форматов, в программах по построению команд, лидерству и организационному обучению. Эту типологию можно применять в ретроспективах, обзорах результатов проектов и при работе с фидбеком.

Инструмент 3. Формула лидерства Jack Zenger

Модель лидерства от Джека Зенгера (Jack Zenger) из презентации «Формула развития лидерства: Три ингредиента, которые гарантируют успех» представляет собой структурированный подход к построению лидерских программ, обеспечивающих реальную трансформацию поведения и рост эффективности. Это одна из наиболее практически ориентированных моделей для L&D и T&D-специалистов.

Формула лидерства Jack Zenger — это с подход к разработке программ лидерского развития, основанный на исследовании, что действительно работает. Он выделяет три обязательных компонента, без которых программы оказываются слабоэффективными.

Компонент 1: Методы, которые реально меняют поведение

Программа должна не просто передавать знания, а запускать трансформацию в поведении. Этому способствуют:

  • 360-градусная обратная связь как триггер для самоосознания
  •  регулярный коучинг или поддержка со стороны менеджера
  • фокус на ключевых лидерских навыках: влияние, принятие решений, стратегическое мышление, управление конфликтами и др.
  • практическая отработка навыков в реальных или моделируемых условиях
  • использование текущей рабочей роли как площадки для развития
  • инструменты самонаблюдения и рефлексии
  • постепенное внедрение новых моделей поведения в привычную практику

Особенность: обучение должно быть встроено в повседневную деятельность, а не отделено от нее.

Компонент 2: Массовое вовлечение управленческого пула

Один из ключевых факторов успеха — масштаб. Чем больше руководителей участвуют в программе, тем выше эффект на уровне культуры и бизнес-практик. 

По данным Zenger/Folkman:

  • Программа, охватывающая 25% руководителей, влияет на тактику
  • Программа, охватывающая 50% — влияет на культуру
  • Программа, охватывающая 75% и выше — трансформирует организацию

Компонент 3: Долгосрочность

Развитие лидерства — это не однодневный тренинг. Эффективная программа включает:

  • несколько модулей с промежутками (4–6 недель) для практики
  • инструменты отслеживания прогресса (опросы, самооценка, интервью)
  • регулярную рефлексию и пересмотр целей
  • культуру обратной связи и роста
  • поддержку со стороны HR и линейных руководителей

Зенгер подчеркивает: изменения происходят не за счет мотивационных лозунгов, а за счет повторяющейся, подкрепляемой практики и окружения, которое помогает закрепить новое поведение.

Почему модель работает

  • Основана на 40+ годах исследований Zenger/Folkman в разных странах
  • Учитывает, как индивидуальные, так и системные факторы
  • Встраивает развитие в повседневную деятельность
  • Балансирует между личной ответственностью лидера и поддержкой организации

Ценность для специалистов по обучению и развитию.

Модель помогает строить действительно работающие лидерские программы, фокусируясь на изменении поведения, а не просто передаче знаний. Она задает структуру для модульного обучения с обратной связью и практикой, позволяет интегрировать обучение в повседневную деятельность и привязывать его к бизнес-результатам (например, удержание, вовлеченность, эффективность команд).

Особенно полезна для масштабных инициатив, развития лидерского пула и оценки долгосрочных эффектов развития.

Автор статьи: Татьяна Попкова, CPTD, тренер-консультант, фасилитатор, эксперт по управлению проектами, интеграции бизнес-процессов и развитию лидеров

____________________________________

Оригинал статьи на РБК можно прочитать здесь

Другие статьи

11.11.2025

HR и L&D-тренды 2025: взгляд на Россию и на мир

Разберёмся, какие тренды определяют повестку HR и L&D и как они меняют саму суть работы с людьми
07.11.2025

Зачем руководителям взаимодействовать с лошадьми

Татьяна Попкова, тренер-эксперт CBSD, расскажет, как через контакт с лошадьми люди открывают для себя новые стороны лидерства, командности и доверия
05.11.2025

Сила микроинноваций

Бритни Коул, эксперт Blanchard, рассказывает о том, что убивает микроинновации, и как сделать их основой успеха бизнеса
01.11.2025

Уроки мотивации на примере неожиданной дружбы Маслоу и Франкла

Мы привыкли, что есть разные теории мотивации, каждую из которых мы рассматриваем по отдельности. Однако авторы некоторых совершенно непохожих друг на друга моделей не просто дружили, но и в постоянном диалоге дорабатывали свои идеи. Почитайте статью о том, как дружба с Виктором Франклом повлияла на взгляды Абрахама Маслоу — автора известной пирамиды потребностей.
14.10.2025

Как одно «зачем» превращает выступление в событие

Без цели даже блестящее выступление теряет смысл. Сергей Ясаков, тренер-эксперт CBSD, расскажет, как найти своё «зачем» и удержать внимание аудитории
06.10.2025

От хаоса к ясности: как тренеру выстроить выступление, чтобы его слушали

Статья Сергея Ясакова на РБК, где он делится двумя простыми инструментами, которые помогают выстроить ясную и запоминающуюся структуру любого выступления
29.09.2025

Ломаем барьеры инноваций: создаем инновационную команду из того, что есть

Статья Юлии Левиной, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, что критически важно поменять в компании, чтобы быть успешным в инновациях
26.09.2025

Когда обучение имеет цель

Статья Светланы Олифер, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, зачем ставить личные цели в лидерских программах — и как это работает
22.09.2025

5 причин системно заниматься производительностью труда и эффективностью

Почему производительность — это не про «работать больше», а про устойчивость, прибыль и рентабельность? 5 причин заняться ею системно — в статье экспертов CBSD
15.09.2025

Как правильно использовать силу комьюнити в образовании и развитии

Статья методолога CBSD Юлии Селезневой на РБК о том, как комьюнити может стать инструментом обучения и поддержки, когда времени на курсы нет, а знания нужны уже сегодня
04.09.2025

Почему инновации и изменения — это всегда командная игра

Бритни Коул и Джадд Хукстра делятся практическими рекомендациями: как превратить внедрение инноваций и изменений в командную игру
21.08.2025

Карьерные диалоги: инструмент, без которого лидер теряет людей

Статья тренера-эксперта CBSD Павла Галатенко на РБК о том, как проводить карьерные диалоги так, чтобы они работали на развитие, вовлеченность и удержание лучших
13.08.2025

Взрослые не учатся, если не понимают зачем

Екатерина Салахова, методолог CBSD, расскажет о том, как проектировать обучение, отталкиваясь от задач, а не от тем, чтобы оно было по-настоящему полезным
08.08.2025

Чтобы выживать и преуспевать, вовлекайте в инновации каждого

Доктор Кен Бланшар — соучредитель и Chief Spiritual Officer компании Blanchard® о том, как вовлечь в процесс инноваций всех сотрудников в своей организации
06.08.2025

Изгнание страха и поддержка инноваций

Бритни Коул — главный директор по инновациям (Chief Innovation Officer) и руководитель Blanchard Innovation Lab and Experience Center о том, как изжить страхи и развивать инновационность
04.08.2025

Мотивация 3.0: почему нас действительно может вдохновлять работа

Статья Наталии Лэм на РБК о том, что вам нужно знать про мотивацию 3.0: как уйти от кнута и пряника и наконец начать вдохновлять, а не подгонять
01.08.2025

Почему вас не слушают, и как это изменить за 7 секунд?

Что делать, если аудитория зевает, а вы ещё не успели дойти до сути? Почему одних слушают с интересом, а других — из вежливости? Всё решается в первые секунды. И именно в них можно выиграть — или проиграть.

15.07.2025

Кризис вовлеченности и дефицит развития: что делать компаниям в 2025 году

Татьяна Попкова поделится результатами исследования Gallup и расскажет, как справится с кризисом вовлеченности и дефицитом развития
30.06.2025

Как использовать теорию поколений в работе руководителя

Статья Светланы Олифер, тренера-эксперта CBSD, на РБК о том, как теория поколений помогает руководителям лучше понимать, мотивировать и слышать сотрудников разного возраста
10.06.2025

Тренды 2025 в области совокупного поощрения

WaW опросил 250 C&B специалистов во всем мире и составил рейтинг приоритетов в области совокупного поощрения на 2025 год
Наш веб-сайт использует Cookies для улучшения работоспособности веб-сайта, анализа использования данных сайта. Продолжая работу на веб-сайте, Вы даете свое согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Политикой сайта в отношении персональных данных, опубликованной на нашем веб-сайте. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.